ГАРТ взялся аннулировать лицензии: первый пошел

 

Госагентство развития туризма аннулировало лицензию на право осуществления туроператорской деятельности компании «АМИ ВОЯЖ». Это первый случай аннуляции в 2021 году, но вряд ли последний. Как сообщила на своей странице в Facebook глава регулятора Марьяна Олеськив, ГАРТ будем принимать все определенные законодательством меры для защиты туристов: «Многие говорят о неэффективности системы лицензирования туристических операторов. По моему мнению, система требует пересмотра, осовременивания и диджитализации, но она может работать, если не искать причин, а качественно делать свою работу».

 

Отвечая на вопрос, что послужило причиной аннуляции лицензии туроператору, Марьяна Олеськив привела довольно внушительный список нарушений:

 

1) неуведомление о смене руководителя (изменения с 2012 года)

2) отсутствие финансового обеспечения с 2015 года;

3) отсутствие отчетности за два и более периода — с 2018 года не присылали статистический отчет;

4) отсутствие по месту осуществления туроператорской деятельности и по месту регистрации.

5) аргументированная жалоба клиента ТО — не предоставили услуги и деньги не вернули, на связь не выходят.

 

Причем поводом для проверки со всеми последствиями стала именно жалоба туриста.

 

«ГАРТ и далее будет пристально следить за соблюдением лицензиатами всех лицензионных условий и установленных норм закона», – пообещала Марьяна Олеськив, уточнив, что наказание не является самоцелью, а приоритет номер один — безопасность и защита туристов.

 

Впрочем, в комментариях главе Госагентства напомнили, что есть ТО, которые давно не работают, не выполнили свои обязательства перед туристами, которым не вернули деньги, но лицензии до сих пор не лишены. В частности привели в пример «Натали Турс». «Уже несколько лет ждем возвращения средств за предоставленные услуги. Фирма исчезла, но лицензия у них действует. Смотрю лицензионный реестр субъектов туроператорской деятельности по состоянию на 03.09.2020: лицензия АЕ272630. Отчет за 2018 не подан. Уже 2020 прошел – как это?» – написала Марина Зайко.

 

В ответ ей посоветовали обратиться в Госагентство с жалобой.

 

Эксперты отрасли восприняли новость об аннуляции лицензии «Ами Вояж» как закономерный результат.

 

«О том, что «Ами Вояж» не выполняет обязательств, говорили уже больше года. И там действительно начудили с клиентами, поэтому ничего удивительного в произошедшем нет, – говорит руководитель туристического департамента компании «Агентский» Александр Испанцев. – Проблема в том, что это теперь как мертвому припарка. Компания уже сделала все то не хорошее, что могла. И в дальнейшем такая реакция ГАРТ разве что будет наукой другим. Предупреждением, что может случиться общественный резонанс. Хотя людей этим не особенно напугаешь».

 

Другой эксперт обращает внимание, что лишение лицензии неработающих компаний вполне логично, но совершенно бесполезно с точки зрения пострадавших туристов: «Денег им это не вернет, рычагом давления на компанию это тоже назвать сложно — ну лишили и лишили, получим новую, если понадобится. А больше всего меня смешит пункт о том, что у компании с 2015 года не было финобеспечения, что тоже стало причиной лишения лицензии. Реального финобеспечения на туррынке нет ни у кого — мы все знаем, что банковские гарантии не работают. Причем не столько из-за маленькой суммы финобеспечения (20 тысяч евро - это ни о чем), сколько из-за недейственного механизма выплат. Чтобы требовать выплату от банка, пострадавший турист должен доказать, что туроператор — банкрот. А юридически этот статус получить довольно сложно даже тем компаниям, которые захотят инициировать процедуру банкротства. Я не знаю ни одного туроператора, который был бы признан банкротом. Так что банковские гарантии, которые все ТО обязаны оформлять — формальность и фикция».

 

Может ли Госагентство сделать что-то при нынешних нормах закона? Хотя бы в техническом плане, чтобы информация о туроператорах подтягивалась независимо от того, подает компания отчеты или нет.

 

«Прежде всего, нужен официальный портал с кабинетом для каждого участника рынка. Чтобы у каждого был свой логин и пароль, а все данные о той или иной компании автоматически систематизировались и активно принимались в работу. «Государство в смартфоне» – примеры этому уже есть. Онлайн должен и может упростить процедуры. Чтобы госрегулятор узнавал о проблемах ТО не через год после его закрытия из жалоб пострадавших туристов, а как минимум в режиме реального времени, когда еще можно кому-то помочь», – считает Александр Испанцев.

 

Отметим, что по данным Госагентства, за 2021 выдано уже три туроператорские лицензии, две аннулированы по заявлению самих компаний, одну на днях отобрали за нарушения и действие одной приостановлено.

 

В 2020 году (с 7 августа по 31 декабря) ГАРТ выдало 25 лицензий на право осуществления туроператорской деятельности, аннулировало 4 лицензии, приостановило действие четырех, оставило без рассмотрения одно заявление на выдачу лицензии.

 

Конечно, сказывается карантин, так как в предыдущие годы туркомпании были более активными. За 2016-2019 гг. было выдано 407 лицензий, аннулировано 103 лицензии (из них 18 — за нарушения законодательства в сфере лицензирования), проведено 39 проверок (12 — внеплановых, 27 — плановых). При этом в 2014 — 2018 годах действовал мораторий на плановые проверки бизнеса.

 

Валерия Овсяник, 01.03.2021

 

Как зарабатывают турагенты?

Восемь признаков надежного турагентства

Эксперты: реальных фингарантий в Украине нет

Не знаешь как делать - делай по закону

От «Натали Турс» пострадало около 200 украинцев

«Натали» – все?

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS