Что гарантируют фингарантии?
Текст нового проекта закона «О туризме», который зарегистрирован в ВР под номером 4162 от 29.09.2020, так и не был опубликован до конца рабочего дня, но все причастные сообщают о повышении размера фингарантий ТО в зависимости от объемов их оперирования.
Разработчики анонсируют, что будет создан Единый туристический реестр (ЕТР), в который войдут все ТО, ТА, средства размещения и гиды, что поправки четко разделят определение и деятельность турагентов и туроператоров (с этим, вроде бы, и раньше проблем не было), а также защитят права туристов, введя обязательное страхование от невыезда.
Эксперты, с которыми мы пообщались, пока не считают такое страхование жизненной необходимостью. «Каждый турист вправе сам решать, насколько у него велики риски не улететь и стоит ли ему покупать такую страховку. Я против обязаловки: чем ее больше, тем больше проблем, — аргументирует глава «Феерии» Игорь Захаренко. – А вот размер гарантии давно надо было увеличить. Все, кто честно работает, понимают: гарантия должна быть больше 20 тысяч евро — этого недостаточно на полмиллиона туристов. Этого хватит в лучшем случае на половину автобусного тура. Мне также нравится, что будет градация: больше объемы — больше платишь. Одно дело, когда ты отправляешь 20 человек в год, а другое – 800 тысяч. Проблема возникнет только у тех, кто не сможет определиться агент он или туроператор. Думаю, произойдет очищение рынка. И тут главное, чтобы фингарантии действительно сработали».
Напомним, что ФИГи, которые должны вступать в дело, если оператор не может выполнить обязательства перед туристами, уже пару десятков лет остаются камнем преткновения при обсуждении любых поправок в закон. За долгую историю туроператорских банкротств в Украине (а точнее – историю ухода туроператоров с рынка, поскольку процедуру банкротства никто из таких даже и не начинал) не было ни одного случая, когда бы банк, в котором ТО оформил фингарантию, что-то выплатил пострадавшим. В судах представители банков аргументировали тем, что юридически туроператор – не банкрот.
И еще один момент – сумма гарантии была и остается смехотворной: 20 тысяч евро для каждого туроператора, независимо от оборотов, не играют сколь-нибудь значимой роли. Фактически это стоимость нескольких туров на Мальдивы. И если с рынка уходит крупный ТО, продающий по 300 тысяч путевок в год, становится понятно, что фингарантий на самом деле нет и все это просто фикция. Турист, находящийся в организованном туре за границей, в случае банкротства своего ТО должен будет возвращать себя домой самостоятельно. Возможно, ему также придется заново оплатить не только обратные билеты, но и проживание в отеле. А те туристы, которые никуда не улетели, просто потеряют деньги, радуясь уже тому, что не оказались брошенными за океаном.
Чтобы система защиты туристов работала, нужно не только увеличить фингарантии, но и четко описать механизм компенсации.
В распоряжении Turprofi.com.ua есть одна из версий нового проекта о внесении изменений в закон «О туризме» (двухнедельной давности). Статья 15 изложена там в таком виде:
Статья 15. Финансовое обеспечение ответственности
туроператора и турагента
С целью обеспечения соблюдения прав и законных
интересов потребителей туристических услуг туроператор и
турагент обязан иметь финансовое обеспечение для
покрытие своей гражданской ответственности перед
туристами.
Финансовое обеспечение гражданской ответственности за
вред, который может быть причинен потребителю туристических
услуг в результате невыполнения и / или ненадлежащего
выполнения туроператором / турагентом обязательств по
договорам на туристическое обслуживание в случае
возникновения обстоятельств его неплатежеспособности или
вследствие нарушения процесса о признании его
банкротом, осуществляется туроператором / турагентом
путем получения гарантии или страхования своей
гражданской ответственности.
Размер финансового обеспечения туроператора должен
составлять не менее 5% от общей стоимости
реализованных и предоставленных туристических услуг за год, но не
меньше:
200000 евро для туроператора, который предоставляет услуги по
внутреннему, въездному и выездному туризму;
100000 евро для туроператора, который предоставляет услуги
исключительно по внутреннему и въездному туризму;
50000 евро для туроператора, который предоставляет услуги
исключительно по внутреннему туризму.
Размер финансового обеспечения турагента должен
составлять сумму, эквивалентную не менее чем
2000 евро.
Для вновь созданного туроператора / турагента размер
финансового обеспечения на первый год деятельности
определяется на уровне минимальных размеров установленных
этой статьей.
Порядок и условия финансового обеспечения
гражданской ответственности туроператора / турагента
определяются Кабинетом Министров Украины.
В части непокрытой другим финансовым
обеспечением страхования гражданской ответственности
туроператора / турагента является обязательным.
Наши источники утверждают, что в последнем варианте проекта суммы должны быть увеличены. Но даже если это не так, суть изменений ясна: туроператоры смогут заменить банковские гарантии страхованием своей гражданской ответственности. Решит ли это проблему и будут ли страховые возвращать туристов на родину в случае неплатежеспособности ТО?
«Хорошо, что есть выбор и многовариантность, – рассуждает замдиректора по правовым вопросам Pegas Touristik Николай Слюсаревский. – Но в этой версии процедура выплат не описана. Из нормы следует, что турагентства и туроператоры обязаны обзаботиться оформлением страховки или банковской гарантии. А в остальном – ничего нового. Посмотрим, что будет в окончательном варианте закона».
«Во-первых, если не будет четко описан механизм получения компенсации по этой гарантии и получения страховых выплат при невыезде и возвращении, то все останется по-старому, только дороже, – поддерживает директор Dream Travel Ольга Михайличенко. – Впрочем, закон не обязан описывать это все – процедуры должны быть в подзаконных актах. Во-вторых, нигде нет ни слова о том, что без лицензии и без реестра невозможно продавать единичные услуги и не делать их турпакетом. Интересно, как за этим будут следить и какие предусмотрены штрафы за нарушение?»
Эксперты также не уверены, что страховые компании окажутся в состоянии компенсировать убытки пострадавшим в случае уходов крупных ТО. И даже допускают, что в такой ситуации страховщику может быть проще самому закрыться. Ну и не стоит забывать, говорят они, что приличная СК будет страховать не каждого оператора. Поэтому выбор между страхованием рисков и оформлением банковской гарантии довольно призрачный.
«Мы работаем со страховой давно, не демпингуем, не продаем туры в минус, поэтому нас наверняка застрахуют. Но так будет не с каждым туроператором», -- отмечает Игорь Захаренко.
«Туроператорам был бы выгоден третий вариант, – считает Николай Слюсаревский. – Создать фонд, чтобы вносить туда определенные суммы, которые накапливались бы на случай необходимости. И не было бы такого, что каждый год ты покупаешь страховку, а деньги через год сгорают. Если бы закон предусматривал создание такой структуры, то это было бы надежнее. ТО платили бы взносы, деньги накапливались на случай банкротств. Это экономически интереснее. Но у нас решили идти по простому пути: купил гарантию или страховку – и хватит. Думаю, страхование рисков обойдется ТО дороже оформления банковской гарантии. Хотя если СК и банки будут между собой конкурировать, то, может быть, стоимость и окажется одинаковой».
Если закон примут и он вступит в силу к началу года, то страхование рисков на следующий год будет стоить туроператорам меньше, чем могло бы быть годом ранее: объемы оперирования-2020 упали из-за коронавируса в разы. «И это один из плюсов карантина. Но до конца года доживут не все», -- отмечает Игорь Захаренко.
Еще один эксперт не видит смысла в страховании туроператоров вообще: «Я считаю, что все должен страховать сам турист: и медрасходы, и невылет, и коронавирус, и репатриацию, и невозвращение по вине туроператора. В этом случае клиент будет выбирать страховую сам. И риски в случае банкротства ТО будут распределены между всеми страховыми равномерно. При этом опасность того, что вместе с туроператором обанкротится страховая, будет сведена к минимуму».
Вопросы также есть насчет гарантий для турагентов. «Я не думаю, что им нужна гарантия. За качество услуг отвечает туроператор. Может быть, оставить минимальную, чтобы в отрасль не шел кто попало», - предлагает Игорь Захаренко.
Турагенты действительно являются лишь посредниками. Если кто-то из них присваивает деньги клиентов, то обращаться тут нужно не в страховую, а в полицию, говорят специалисты. Впрочем, всегда есть исключения.
«Иногда турагенты тоже причиняют вред туристам и туроператорам, даже без злого умысла. Когда ошибаются и искажают информацию. Поэтому страхование ответственности турагента не будет лишним», - резюмирует Николай Слюсаревский.
Валерия Овсяник, 29.09.2020
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
- Басейн та свій собака - головні вимоги 16-09-2023
- Join UP!: топ-3 напрямків літа 16-09-2023
- П’ять крутих автобусних турів від TPG 05-10-2022
- В Вильнюсе поддержали Украину 29-05-2022
- Гроші за тури повернуть після війни 29-04-2022
- Як повернутися до України? 11-04-2022
- Туркомпанії відмовляться від російських софтів 06-04-2022