Что гарантируют фингарантии?

 

Текст нового проекта закона «О туризме», который зарегистрирован в ВР под номером 4162 от 29.09.2020, так и не был опубликован до конца рабочего дня, но все причастные сообщают о повышении размера фингарантий ТО в зависимости от объемов их оперирования.

 

Разработчики анонсируют, что будет создан Единый туристический реестр (ЕТР), в который войдут все ТО, ТА, средства размещения и гиды, что поправки четко разделят определение и деятельность турагентов и туроператоров (с этим, вроде бы, и раньше проблем не было), а также защитят права туристов, введя обязательное страхование от невыезда.

 

Эксперты, с которыми мы пообщались, пока не считают такое страхование жизненной необходимостью. «Каждый турист вправе сам решать, насколько у него велики риски не улететь и стоит ли ему покупать такую страховку. Я против обязаловки: чем ее больше, тем больше проблем, — аргументирует глава «Феерии» Игорь Захаренко. – А вот размер гарантии давно надо было увеличить. Все, кто честно работает, понимают: гарантия должна быть больше 20 тысяч евро — этого недостаточно на полмиллиона туристов. Этого хватит в лучшем случае на половину автобусного тура. Мне также нравится, что будет градация: больше объемы — больше платишь. Одно дело, когда ты отправляешь 20 человек в год, а другое – 800 тысяч. Проблема возникнет только у тех, кто не сможет определиться агент он или туроператор. Думаю, произойдет очищение рынка. И тут главное, чтобы фингарантии действительно сработали».

 

Напомним, что ФИГи, которые должны вступать в дело, если оператор не может выполнить обязательства перед туристами, уже пару десятков лет остаются камнем преткновения при обсуждении любых поправок в закон. За долгую историю туроператорских банкротств в Украине (а точнее – историю ухода туроператоров с рынка, поскольку процедуру банкротства никто из таких даже и не начинал) не было ни одного случая, когда бы банк, в котором ТО оформил фингарантию, что-то выплатил пострадавшим. В судах представители банков аргументировали тем, что юридически туроператор – не банкрот.

 

И еще один момент – сумма гарантии была и остается смехотворной: 20 тысяч евро для каждого туроператора, независимо от оборотов, не играют сколь-нибудь значимой роли. Фактически это стоимость нескольких туров на Мальдивы. И если с рынка уходит крупный ТО, продающий по 300 тысяч путевок в год, становится понятно, что фингарантий на самом деле нет и все это просто фикция. Турист, находящийся в организованном туре за границей, в случае банкротства своего ТО должен будет возвращать себя домой самостоятельно. Возможно, ему также придется заново оплатить не только обратные билеты, но и проживание в отеле. А те туристы, которые никуда не улетели, просто потеряют деньги, радуясь уже тому, что не оказались брошенными за океаном.

 

Чтобы система защиты туристов работала, нужно не только увеличить фингарантии, но и четко описать механизм компенсации.

 

В распоряжении Turprofi.com.ua есть одна из версий нового проекта о внесении изменений в закон «О туризме» (двухнедельной давности). Статья 15 изложена там в таком виде:

 

Статья 15. Финансовое обеспечение ответственности

туроператора и турагента

 

С целью обеспечения соблюдения прав и законных

интересов потребителей туристических услуг туроператор и

турагент обязан иметь финансовое обеспечение для

покрытие своей гражданской ответственности перед

туристами.

Финансовое обеспечение гражданской ответственности за

вред, который может быть причинен потребителю туристических

услуг в результате невыполнения и / или ненадлежащего

выполнения туроператором / турагентом обязательств по

договорам на туристическое обслуживание в случае

возникновения обстоятельств его неплатежеспособности или

вследствие нарушения процесса о признании его

банкротом, осуществляется туроператором / турагентом

путем получения гарантии или страхования своей

гражданской ответственности.

Размер финансового обеспечения туроператора должен

составлять не менее 5% от общей стоимости

реализованных и предоставленных туристических услуг за год, но не

меньше:

200000 евро для туроператора, который предоставляет услуги по

внутреннему, въездному и выездному туризму;

100000 евро для туроператора, который предоставляет услуги

исключительно по внутреннему и въездному туризму;

50000 евро для туроператора, который предоставляет услуги

исключительно по внутреннему туризму.

Размер финансового обеспечения турагента должен

составлять сумму, эквивалентную не менее чем

2000 евро.

Для вновь созданного туроператора / турагента размер

финансового обеспечения на первый год деятельности

определяется на уровне минимальных размеров установленных

этой статьей.

Порядок и условия финансового обеспечения

гражданской ответственности туроператора / турагента

определяются Кабинетом Министров Украины.

В части непокрытой другим финансовым

обеспечением страхования гражданской ответственности

туроператора / турагента является обязательным.

 

Наши источники утверждают, что в последнем варианте проекта суммы должны быть увеличены. Но даже если это не так, суть изменений ясна: туроператоры смогут заменить банковские гарантии страхованием своей гражданской ответственности. Решит ли это проблему и будут ли страховые возвращать туристов на родину в случае неплатежеспособности ТО?

 

«Хорошо, что есть выбор и многовариантность, – рассуждает замдиректора по правовым вопросам Pegas Touristik Николай Слюсаревский. – Но в этой версии процедура выплат не описана. Из нормы следует, что турагентства и туроператоры обязаны обзаботиться оформлением страховки или банковской гарантии. А в остальном – ничего нового. Посмотрим, что будет в окончательном варианте закона».

 

«Во-первых, если не будет четко описан механизм получения компенсации по этой гарантии и получения страховых выплат при невыезде и возвращении, то все останется по-старому, только дороже, – поддерживает директор Dream Travel Ольга Михайличенко. – Впрочем, закон не обязан описывать это все – процедуры должны быть в подзаконных актах. Во-вторых, нигде нет ни слова о том, что без лицензии и без реестра невозможно продавать единичные услуги и не делать их турпакетом. Интересно, как за этим будут следить и какие предусмотрены штрафы за нарушение?»

 

Эксперты также не уверены, что страховые компании окажутся в состоянии компенсировать убытки пострадавшим в случае уходов крупных ТО. И даже допускают, что в такой ситуации страховщику может быть проще самому закрыться. Ну и не стоит забывать, говорят они, что приличная СК будет страховать не каждого оператора. Поэтому выбор между страхованием рисков и оформлением банковской гарантии довольно призрачный.

 

«Мы работаем со страховой давно, не демпингуем, не продаем туры в минус, поэтому нас наверняка застрахуют. Но так будет не с каждым туроператором», -- отмечает Игорь Захаренко.

 

«Туроператорам был бы выгоден третий вариант, – считает Николай Слюсаревский. – Создать фонд, чтобы вносить туда определенные суммы, которые накапливались бы на случай необходимости. И не было бы такого, что каждый год ты покупаешь страховку, а деньги через год сгорают. Если бы закон предусматривал создание такой структуры, то это было бы надежнее. ТО платили бы взносы, деньги накапливались на случай банкротств. Это экономически интереснее. Но у нас решили идти по простому пути: купил гарантию или страховку – и хватит. Думаю, страхование рисков обойдется ТО дороже оформления банковской гарантии. Хотя если СК и банки будут между собой конкурировать, то, может быть, стоимость и окажется одинаковой».

 

Если закон примут и он вступит в силу к началу года, то страхование рисков на следующий год будет стоить туроператорам меньше, чем могло бы быть годом ранее: объемы оперирования-2020 упали из-за коронавируса в разы. «И это один из плюсов карантина. Но до конца года доживут не все», -- отмечает Игорь Захаренко.

 

Еще один эксперт не видит смысла в страховании туроператоров вообще: «Я считаю, что все должен страховать сам турист: и медрасходы, и невылет, и коронавирус, и репатриацию, и невозвращение по вине туроператора. В этом случае клиент будет выбирать страховую сам. И риски в случае банкротства ТО будут распределены между всеми страховыми равномерно. При этом опасность того, что вместе с туроператором обанкротится страховая, будет сведена к минимуму».

 

Вопросы также есть насчет гарантий для турагентов. «Я не думаю, что им нужна гарантия. За качество услуг отвечает туроператор. Может быть, оставить минимальную, чтобы в отрасль не шел кто попало», - предлагает Игорь Захаренко.

 

Турагенты действительно являются лишь посредниками. Если кто-то из них присваивает деньги клиентов, то обращаться тут нужно не в страховую, а в полицию, говорят специалисты. Впрочем, всегда есть исключения.

 

«Иногда турагенты тоже причиняют вред туристам и туроператорам, даже без злого умысла. Когда ошибаются и искажают информацию. Поэтому страхование ответственности турагента не будет лишним», - резюмирует Николай Слюсаревский.

 

Валерия Овсяник, 29.09.2020

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 

Какая страховая лучше для туристов?