Эксперты: Скрыпина надо было высадить в Польше

 

Известный журналист Роман Скрыпин сообщил в своей ленте FB, где у него почти 102 тысячи подписчиков, что во время перелета из Гамбурга в Киев послал на три буквы бортпроводницу WizzAir.

 

Сначала он написал: «Поки що по нормальному: компанія wizzair.com ви там притомні? Я летів оце з Гамбурга до Києва рейсом W6 7318. Стюардеса ВІДМОВИЛАСЯ обслуговувати мене українською. WTF? Галя звати, якщо не помиляюся. Поліцію вона викликала, але то інша історія. Літайте в сраку”.

 

Позже, когда из этого его сообщения сделали новость, авиакомпания распространила пресс-релиз с объяснениями: во время посадки одна из бортпроводниц, гражданка Чехии, которая не владеет украинским, обратилась к Скрыпину на английском. "Поскольку бортпроводница не обратилась к этому пассажиру на украинском, он использовал нецензурную лексику и прибег к еще более агрессивному поведению, заняв одно из мест повышенной комфортности и отказавшись заплатить за него дополнительный сбор", - рассказали в авиакомпании. Экипаж при этом проявлял понимание и неоднократно просил журналиста успокоиться, но ситуация обострилась, поскольку пассажир не реагировал на просьбы бортпроводников. «Поэтому, согласно правилам безопасности Wizz Air, об этом случае сообщили в соответствующие правоохранительные органы сразу после приземления самолета", - добавили в пресс-службе.

 

В комментариях к своим постам Роман Скрыпин фактически признал, что был пьян и послал бортпроводницу на три буквы за то, что она говорила с ним на английском, однако не выказал никаких сожалений об этом, скорее, наоборот.

 

«На нашому борті був стюард угорець. А всі решта — українці. Стюардеса прекрасно могла говорити державною мовою, але по хамськи відмовилася надавати послуги мовою країни, в яку доправляла рейс. Звати її Галина. Так було написано на бейджі. Ніяких чешок на борту помічено не було. А якби й було, то я б зміг з нею поговорити чеською. Ви знаєте, напевно, що англійська це міжнародна, але на рейсах за правилами ICAO ви мусите забезпечити державною?», - написал журналист.

 

Случай вызвал широкий резонанс. В комментариях под постами журналиста некоторые его подписчики всерьез обсуждали, должна ли была стюардесса перейти на украинский и имела ли она право его не знать, если борт летел в Киев, а некоторые даже высказали мнение, что стюардессе нужно было дать по шее. Впрочем, были у них и оппоненты.

 

Мы же обратились за комментариями к авиаторам.

 

Директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий:

 

«Когда я прочитал о том, что стюардессу послали на х... за то, что она не говорит по-украински, то сразу вспомнил карикатуру, где сидели два мужика в вышиванках и обсуждали, мол, какая катастрофа: москали запретили нам использовать русский мат».

 

Ну а если серьезно, то с формальной стороны вопроса Роман Скрыпин абсолютно неправ. В настоящее время международные правила не регламентируют, на каком языке бортпроводники должны говорить с пассажирами. Правила EASA требуют от лётного персонала общаться между собой на операционном языке авиакомпании — это или английский или (что бывает гораздо реже) государственный язык регистрации авиакомпании.

 

Поэтому объявления на борту должны делаться на английском языке и персонал должен знать английский язык. Дальше все регулируется национальным законодательством. Многие требуют, чтобы персонал знал еще и государственный язык, но Ryanair и Wizz Air этого не требуют. Для них обязателен английский язык, а государственный — исходя из целесообразности. Кабинный персонал может знать язык той страны, где они базируются, но необязательно.

 

Есть лишь несколько стран, где за этим следят. В их числе Италия, требующая в обязательном порядке, чтобы борты, которые базируются там, имели итальянский персонал, оформленный по итальянскому законодательству (чтобы это были итальянские граждане, что подразумевает владение национальным языком). Дело в том, что итальянцы в общей массе очень плохо знают иностранные языки, особенно в глубинке. И политика государства предполагает защиту рабочих мест для своих граждан.

 

Здесь у нас авиакомпания ничего не нарушила. Это венгерский борт. И весь персонал самолета нужно согласовывать с авиационными властями Венгрии. У наших пилотов обычно с этим большая проблема, так как у них нет европейской лицензии. Их валидировать очень сложно. С бортпроводниками проще, за исключением старших бортпроводников, к которым повышенные требования. Рискну предположить, что со Скрыпиным разбиралась старшая бортпроводница, которая обычно и решает такие конфликтные вопросы. А то, что Роман Срыпин утверждает, что девушку звали Галя и поэтому она украинка, то я скажу, что украинское имя не «Галя», а Галина. А Галя — это как раз чешское имя.

 

Ну, не хочу обсуждать чужие глупости. Я посмотрел профиль Скрыпина — там у него и к МАУ были претензии: видишь ли не по рукаву его в самолет завели, а по лестнице, после чего он написал, что «эти жлобы» заставляют ходить по лестнице и «Ryanair, приходи быстрее!». То есть человек не понимает, что в самолет Ryanair ему вообще придется пешком ходить, потому что там совсем другая компания.

 

Кстати, Ryanair, особенно на рейсах из Британии ставит в основном бортпроводников-мужчин. Все под метр девяносто, спортивные, чтобы могли дать подзатыльник и скрутить, если что. Потому что авиакомпания знает свой контингент. Wizz Air — более дружественная авиакомпания, здесь больше девушек.

 

Самая большая проблема, которую я вижу в ситуации, когда пассажир материт стюардессу, - это отсутствие реальной ответственности.

 

Я сомневаюсь, что господин Омелян обратит на этот случай внимание (не удивлюсь, если еще и поддержит), но на Западе, в Америке и даже в «дикой России» такое поведение пассажира оценивается как терроризм. Хулиганство на борту очень опасно. Одно дело, если ты кого-то обматерил на остановке автобуса, и другое — в самолете. Это усиливает стрессовую нагрузку бортпроводников и может вызвать чрезвычайную ситуацию. К сожалению максимальная ответственность у нас, предусмотренная за это, — административный штраф. Вот если бы садились в Польше...

 

Был случай, когда из Польши в Болгарию летел самолет. И у пьяного пассажира возник конфликт с бортпроводниками из-за кресла. Самолет вернули и этот пассажир получил 4 года реального заключения. Так что капитану Wizz Air надо было сесть где-нибудь по дороге: во Вроцлаве или Варшаве и высадить Скрыпина там. А потом еще и выставить ему счет за вынужденную посадку. Если бы человек посидел, пошил бы несколько лет в Польше варежки, то, наверное, у него было бы время подумать о том, как себя вести. Но авиакомпания не стала афишировать происходящее, пошла ему навстречу. А он еще и кичиться теперь. Даже уже за одно это его должны оштрафовать и открыть уголовное производство. Это же самолет!

 

Одно дело — Вася с Троещины, которого никто не знает. А другое — человек, у которого 108 тысяч подписчиков в соцсетях, который формирует общественное мнение. И такие люди показывают троещинскому Васе, что так себя вести можно. У нас и так 98% людей не пристегивается, а половина из них курят в присутствии собственных детей — и это их дело. Но когда они подвергают опасности других — это преступление.

 

Я считаю, что авиационные власти должны инициировать ужесточение законодательства в отношении хулиганов в воздушном транспорте. Потому что автобус может остановиться и высадить дебоширов, а самолет — нет. В самолете весь экипаж и все пассажиры становятся заложниками быдла. Сейчас на каждом шагу похожие случаи: покурил, послал стюардессу, еще и в глаз ей дал. Каждый день такое происходит. И это не смешно. Многие зная, что таким баранам ничего не светит, просто игнорируют их. А они наглеют. Потому что раз так можно, то и мы тоже будем.

 

В Америке за курение на борту могут дать пять лет. Вот и у нас так надо сделать, чтобы не нарушали. А все рассказы о том, что у нас другой менталитет, что в Украине анархия и батько Махно, разбиваются о поведение наших гастарбайтеров за границей. Там они чтят все нормы поведения и законы, прекрасно вписываются в любое цивилизованное общество, потому что там есть ответственность. И я призываю журналистов разобраться, может ли в СМИ работать человек, который публично послал бортпроводника на х... Да, я все понимаю, каждый может сорваться, у каждого бывают проблемы. Послал, толкнул — довели. Но одно дело — если извинился, а другое — если хвастаешься тем, как себя вел.

 

В мире к этому совсем другое отношение. В Корее, например, посадили на год вице-президента Корейских Авиалиний. Дочь владельца компании, которая отвечала за качество обслуживания в самолетах. Она летела бизнес-классом, ей принесли орешки и что-то там не так было с салфетками. Дама вскочила и стала кричать, что компания инвестирует миллионы долларов в повышение качества обслуживания пассажиров, а вы не можете выучить минимальные требования. Борт только начал разбег. Пришла старшая проводница, попросила ее сесть и успокоиться, иначе самолет придется вернуть. Та заявила, что вот вернемся и я вам всем покажу. Самолет вернули, вице-президента компании посадили за хулиганство, так как она поставила под угрозу жизни всех пассажиров. Хотя насчет салфеток она была права.

 

Так что Роман Скрыпин легко отделался. Но его случай достоин общественного порицания".

 

Эксперт авиации, много лет проработавший в крупнейших украинских авиакомпаниях, Александр Джиджора:

 

«Я уверен в одном: любые посылания кого-либо куда-либо — это проявление невежливости. А требования разговаривать в самолете на языке пункта прибытия нет ни у одной авиакомпании мира. Ни международные правила, ни кодекс гражданской авиации таких требований к персоналу авиакомпаний не выдвигают. Если, к примеру, перевозчик совершает рейс Амстердам — Куала-Лумпур, никто не заставляет бортпроводников говорить на малайском (этого языка, я уверен, не знает 90% мира). И сотрудники авиакомпании не обязаны знать языки всех стран, куда совершаются перелеты.

 

Есть международные языки ИКАО, на которых ведется делопроизводство авиакомпаний и документооборот: английский, французский, русский и испанский — их четыре. Но если мы говорим о бортпроводниках, то официальным языком их общения с пассажирами является английский. Каждая бортпроводница должна знать этот язык. На борту может находиться стюардесса, знающая язык пункта прибытия, если этот язык не является редким. Авиакомпании стараются включать в состав бортпроводников со знанием местных языков, чтобы в случае необходимости можно было изложить просьбу пассажира, не знающего английский, но обязательных требований таких нет. Що стосується патріотичних почуттів, то розмовляти українською мовою чи ні — особиста справа кожної людини, без винятку. І якщо людина поводиться по-хамськи, то мова вже не йде про патріотизм. Це поведінка, не гідна чоловіка.

 

А персонал действовал по инструкции. Если пассажир занимал место, которое не положено ему по билету, он отвлекал тем самым бортпроводницу от выполнения своих прямых обязанностей, а бортпроводница является представителем авиакомпании на борту, задачей которой является в том числе обеспечение безопасности. Этим он подвергал всех остальных пассажиров риску — административное нарушение. А в некоторых странах подпадает под уголовную ответственность. Бортпроводники обязаны зафиксировать нарушение пассажиром норм безопасности. Если он перемещался по салону и занимал другие места, они вправе требовать от него пересесть. Данные полета согласованы с центровкой, и пассажиры не могут пересаживаться, кто куда хочет. Это влияет на параметры и управление судном, поэтому все должно быть согласовано с командиром самолета. Если пассажир не выполняет требований, то экипаж обязан сообщить органам контроля на земле, что есть человек, который подвергает жизни других риску. Скорей всего, ему дадут штраф, хотя могли бы дать и 15 суток, если бы пассажир вел себя совсем отчаянно.

 

Случаев, когда пассажиры в состоянии алкогольного опьянения ведут себя на борту вызывающе — очень много. Бывают и случаи рукоприкладства, или курения в уборной самолета. В Америке однажды три дня продержали в местном «обезьяннике» пассажира за попытку покурить в туалете.

 

Иногда пассажиры не в состоянии контролировать себя из-за выпивки. Дело вот в чем: чтобы судно не разорвало в воздухе от избыточного давления, а люди не ощущали дискомфорт на уровне 1700-1800 метров над уровнем моря, в самолете поддерживают соответствующее давление. Но при таких условиях алкоголь попадает в кровь в два раза быстрее: доза в 50 граммов приводит к эффекту, как от ста. Одна моя знакомая выпила на борту бокал вина и охмелела настолько, что решила закурить. Ей сделали замечание. Когда через три часа самолет садился, ее не то что в аэропорту встретили — ее скрутила и вывела полиция из самолета еще до того, как вышли все остальные.

 

Потому что любое транспортное средство — это место повышенного риска, и нарушения установленных норм могут привести к созданию критической ситуации. И, конечно, бортпроводники имеют право заявить о хулиганских действиях пассажира, если он их оскорбляет. Нельзя просто так посылать человека на три буквы и оставаться безнаказанным. Это неправильно».

  

Эксперт авиаотрасли и директор по развитию IT-компании, связанной с авиацией Виктор Логвиненко:

 

«Языковые вопросы — это внутренние правила авиакомпании. На каком языке пропишут регламент общения, на том и будут говорить. Законодательно закреплены только обязательные сообщения от экипажа, такие как информация по безопасности: объявление должно быть на языке регистрации компании и английском. В случае мокрого лизинга — только на английском. В случае с журналистом — он не прав. Самолеты Wizz Air, несмотря на то, что в Украине есть его юридическое лицо, не имеют украинской регистрации, то есть экипаж пользуется общими правилами Wizz Air Group. Некоторые авиакомпании комплектуют свои экипажи так, что хотя бы один член экипажа владеет языком страны назначения, но это лишь знак доброй воли — не более.

 

Когда пассажир нарушает правила безопасности, то экипаж вызывает полицию. Регламентируется это правилам Варшавской Конвенции 1964 года (если память мне не изменяет). Согласно этому регламенту, помимо вызова полиции, экипаж имеет право совершить вынужденную посадку и расходы за нее повесить на пассажира. Но тут есть нюанс — данная конвенция должна соблюдаться страной, где происходит инцидент.

 

В моей практике было много случаев вызова полиции в Таиланде — курение на борту. Но королевство Таиланд не поддерживает данную конвенцию, поэтому полиция либо игнорирует вызов экипажа, либо скажет максимум "ай-яй-яй", и отпускает с миром, так как административное правонарушение совершено не на территории государства. Согласно международным правилам, территория самолета является территорией государства его регистрации». 

 

Эксперт авиатранспорта Сергей Хижняк:

 

«Тут речь идет не об авиации, а исключительно об этических нормах и неписанных правилах поведения. Wizz Air — иностранная компания. И все адекватные люди ситуацию поняли правильно. Думаю, перевозчик должен радоваться, что уже два дня говорят только о нем — это прекрасная реклама. А для Романа Скрыпина это, наверное, хороший опыт и возможность переосмыслить какие-то свои взгляды.

 

Время от времени в отношении разных авиакомпаний вздымаются волны языкового радикализма. Например, всегда найдется кто-то, кто скажет, что на борту не должно быть русского языка. Но такие люди забывают, что авиакомпании — международный бизнес. И они перевозят множество пассажиров, которые вообще не понимают украинского: казахов, узбеков, прибалтов, которым легче понять русский, чем украинский. И нужно знать меру в своих позициях и убеждениях. Есть здравый смысл. В остальном мире не действуют украинские правила. Он живет своей полноценной жизнью, не обращая внимания на наши предубеждения.

 

И еще: многие воспринимают бортпроводниц как официанток. Но ведь это люди, которые оценивают риски и определяют, кого нельзя пускать на борт. Именно они видят агрессивных пассажиров на входе в самолет и могут отказать им в посадке, если сочтут их потенциально опасными для остальных пассажиров. Поэтому шутить со стюардессами не стоит».

 

 

Валерия Овсяник, 12.10.2017

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS