Как можно потерять пассажиров во время посадки?

 

Этот вопрос возник на фоне истории с тридцатью пассажирами МАУ, которых "забыли" в Киеве 26 мая. Пассажиры прошли регистрацию и вышли на посадку из гейта. Автобус провез их по аэродрому, однако затем вернулся к терминалу, так как борт уже вылетел. При этом семьи некоторых пассажиров оказались разделены: например, муж с ребенком улетели, а жена и другой ребенок остались, мать улетела, а взрослая дочь нет. Упомянутый улетающий муж, по словам жены, сообщал стюардессе, что его вторая половина еще не на борту, и та приняла это к сведению. В то же время стюардесса, если верить пассажирам, говорила, что самолет торопится.

 

Позднее, когда оставшиеся в Борисполе пассажиры осознали произошедшее и разгорелся скандал, руководство компании «Аэрохендлинга» заявило, что всему виной микроинсульт одного из их сотрудников и извинилось за ошибку. Часть обиженных пассажиров отправили в Одессу ночным автобусом, вручив им пиццу. А часть заселили в отель, пообещав пересадить на следующие рейсы. Авиакомпания уверяет, что каждый пострадавший получит обратно деньги за неиспользованный билет и компенсацию в 250 евро.

 

Turprofi.com.ua выяснял, что думают об этой истории профессионалы из сферы авиации.

 

«С 30-ю пассажирами — это прямо мистика какая-то! - удивлен авиаэксперт Виктор Логвиненко. - Пассажиров экипаж считает трижды: на входе в самолет (у первого номера бортпроводника в руках электрический и механический каунтеры), затем при закрытии посадки и третий раз, когда экипаж проводит cross-check (проверяет, все ли пристегнуты). Ситуация почему странная — основными документами при вылете ВС являются пассажирский манифест, лист загрузки (Load Sheet) и генеральная декларация (на внутренних рейсах необязательна). Эти документы подписывают начальник смены бортпроводников и командир воздушного судна. По load sheet информация загоняется в бортовой компьютер самолета, который рассчитывает по этим данным уровень выпуска закрылок и скорости. А тут не досчитаться 30 пассажиров! Удельный вес 30 человек плюс багаж — условно 3 тонны "загуляло". Тут уже вопросы к экипажу».

 

Другой эксперт на условиях анонимности также подверг критике официальную версию причин случившегося: «Если все так, то это просто вопиющий случай халатности всего персонала, от начала и до конца цепочки. Лично я насчитал порядка трех ответственных лиц, которые отвечают за количество пассажиров на борту. И почему они все дружно не обратили на это внимания, мне абсолютно непонятно. Пассажиров регистрируют, составляются документы. Первый и основной документ, в который они записываются — это пассажирский манифест. Второй — сводно-загрузочная ведомость. Допустим, в пассажирском манифесте их числилось 80. В сводно-загрузочной ведомости должно быть столько же, причем в ней указывают среднестатистический вес пассажиров, в соответствии с которым вычисляют центровку самолета. Далее все эти документы едут на борт и попадают в руки старшего бортпроводника, который несет персональную ответственность за точное количество пассажиров на борту. Их всех обязаны пересчитать поголовно. И доложить командиру. У бортпроводников остается манифест, у командира — сводно-загрузочная ведомость. И от того, правильно ли указано количество пассажиров в этих документах, зависит в первую очередь безопасность полета.

 

Как все происходит: когда пассажиров привозят к самолету, агенты обслуживающей компании докладывают старшему бортпроводнику, что всех пассажиров привезли на борт и посадка должна закончиться. Далее один из ответственных бортпроводников пересчитывает всех пассажиров (он может это делать во время посадки или после ее окончания - главное, чтобы количество пассажиров в самолете и в документах совпадало). Затем ответственный бортпроводник докладывает бортпроводнику номер один, что все пассажиры на месте. Что их не 50, а 80. Дальше проводник номер один докладывает уже командиру: «Уважаемый командир, на борту находится 80 человек». Но в нашем случае — 50. Затем командир должен принять решение, если он слышит цифру 80, он говорит «отлично, закрываемся, готовимся к вылету». И я понять не могу, как все эти стадии были пропущены? Это халатность персонала? Такое может быть?

 

И есть еще очень важный момент: у этих 30-ти человек, которых забыли, вполне вероятно был багаж. И согласно всем нормам и правилам безопасности полетов, если какого-то человека сняли с рейса или он по каким-то причинам не попал на рейс, то его багаж обязательно должен быть снят. Не может чья-то сумка находиться на борту без владельца. В этой сумке может оказаться что угодно: от бомбы до химического оружия. И это прямая угроза безопасности. Если же сумки сняли заранее, тогда, возможно, знали, что не возьмут этих людей. Это если рассматривать версию о том, что кто-то очень торопился и поэтому часть пассажиров не взяли. Эта версия кажется мне такой же невероятной, как и предположения о тотальной халатности в этих компаниях».

 

«А в моей практике была в чем-то похожая удивительная история, которая произошла в аэропорту Симферополя, еще когда Крым не был аннексирован, - рассказывает Turprofi.com.ua начальник отдела чартерных перевозок TPG Сергей Тирских. - В тот раз произошла путаница: количество пассажиров в манифесте и в ведомости совпадали с количеством пассажиров в салоне. В тот момент вылетали одновременно два самолета: один в Москву, второй — в Киев. И вот в киевском закрыли двери, вооружились, бортпроводник читает информационное сообщение «рады приветствовать вас на борту нашего авиалайнера, летящего по маршруту Симферополь — Киев» и в этот помент часть пассажиров встает: «Какой Киев? Мы летим в Москву». При этом мы наблюдаем в окно, как из другого самолета спускают по трапу семерых туристов, которые точно также заявили: «Какая Москва?! Мы летим в Киев!». Как видим, и так бывает, хоть это и маловероятно.

 

Еще один собеседник считает, что объяснения «Аэрохендлинга» насчет микроинсульта вряд ли можно считать аргументированными. «Ну или мы не все знаем. Хотя почему-то сразу возникает мысль, что микроинсульт мог случиться у кого-то именно после того, как самолет улетел без пассажиров. Авиационная сфера систематизирована настолько, что проблемы со здоровьем одного человека не могут стать причиной подобного сбоя — процесс контролирует группа людей и многие операции дублируются. То есть контроль достаточно жесткий. Если один человек допустил ошибку, то второй его перепроверит и эту ошибку выявит. Такого, чтобы кто-то кого-то не довез «и ладно — бог с ними, полетим так», в авиации не бывает. Это не та сфера, где можно допускать оплошности. Когда «Аэрохендлинг» не довез всех пассажиров до самолета, ошибку могли исправить бортпроводники. Поэтому лично у меня вопросы ко всем участникам процесса. Я уверен, что нельзя вешать всех собак только на обслуживающую компанию».

 

В то же время на официальной страничке МАУ в Facebook 27 мая опубликовали заявление компании: "Нам дуже прикро за ситуацію, яка склалася, та за ті незручності, з якими зіткнулися наші пасажири.


26 травня 2019 року, близько 30 пасажирів дійсно не відлетіли рейсом авіакомпанії МАУ PS055 Київ – Одеса. Дана ситуація виникла з вини співробітників обслуговуючої компанії «Аерохендлінг», за фактом якої в даний час ведеться службове розслідування. Усім пасажирам, що не відлетіли, було надано харчування, а також можливість обрати альтернативний варіант дістатися пункту призначення. Пасажири, які вирішили відлетіти наступного дня до Одеси були розміщені в готелі.


Пасажирам буде повернена вартість невикористаного квитка Київ – Одеса, а також згідно з правилами авіакомпанії МАУ, буде сплачена компенсація в розмірі 250 EUR.


Наразі авіакомпанія МАУ готує претензію на адресу обслуговуючої компанії «Аерохендлінг» з приводу ситуації, яка виникла 26.05.2019 р."

 

Валерия Овсяник, 27.05.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS