Турагенты боятся штрафов, переносов и курса валют

 

Раннее бронирование идет на удивление резво, это признают все. «Оно ощутимо выросло. Возможно, потому, что туристы понимают: Турция будет востребована», - подтверждает в разговоре с Turprofi.com.ua директор Pegas Touristik Дмитрий Карякин.

 

Глава одесского ТА «Хороший отдых» Александр Довгопол констатирует, что если сравнивать январь этого и прошлого годов, объемы продаж по раннему бронированию выросли в 3 раза. «Они подскочили сразу после зимних каникул, когда отменили военное положение. Видимо, сказался отложенный спрос», - полагает директор одесского «Форсаж-тура» Екатерина Великсар. Впрочем, большинство туристов все равно хотят дешевый Египет, констатирует она.

 

Больше всего турагентов волнуют сейчас условия бронирования (комиссия, аннуляции и внутренний курс валют операторов). Александр Довгопол признается, что его смущают сверхжесткие условия Anex Tour, у которого после 31 января по раннему бронированию нельзя делать никаких изменений, даже менять фамилии туристов, если не хочешь нарваться на штраф. «Предоплата у «Анекса» — 25%, но если клиент сливается, то агента штрафуют на 100% стоимости тура, — объясняет Turprofi.com.ua Александр Довгопол. — Туроператор, конечно, обещает к каждой заявке подходить в индивидуальном порядке. Но вот я, если честно, боюсь индивидуальных порядков, когда по договору 100% штраф. Надеюсь, этот пункт поменяют, потому что он слишком жесткий».

 

Представитель другой туркомпании, на условиях анонимности, поясняет, что иногда условия, не допускающие изменений, могут выставлять туроператору отельеры. «Есть такие отели, которые знать ничего не хотят: поменяли туристам фамилию — считаем как новый заказ, а по этой заявке — штраф. Но, как правило, если с оператором хорошие отношения (а с «Анексом» плохие вряд ли могут быть, поскольку он дает огромные объемы), все это решаемо.

 

Представитель киевского «Би-Муви» Юлия Тихонова считает, что переживать из-за таких вроде бы жестких условий не стоит, потому что с «Анексом» нетрудно договориться по-хорошему: «Возможно, не об аннуляциях, но о таких вещах как изменение фамилии туриста — наверняка. Я обращалась в «Анекс», и мне сказали, что при корректировке фамилии 100%-ного штрафа не будет». Эксперт добавляет, что обычно в случае каких-либо изменений, за исключением корректировок в фамилии-имени туриста (стандартно — до трех букв), комиссию агента уменьшают до 9%.

 

Екатерина Великсар считает, что с условиями работы операторов проблем в сущности нет: компаний много, монополии не наблюдается, поэтому если боишься или что-то не устраивает — просто не работай с этим ТО. «Все туроператоры хорошие, но когда возникают проблемы — все одинаковые. Поэтому просто принимай их правила такими как есть».

 

Руководитель харьковского ТА сети «Поехали с нами» Эльмира Асланова отмечает, что ситуаций, когда бы штрафовали зверским образом ни за что, у них пока не было: «Однажды был отказ от тура за месяц до вылета и «Анекс» нам вообще все вернул, хотя, казалось бы, могли удержать какую-то сумму. Сейчас мы больше концентрируемся на своевременном перечислении денег и на том, чтобы точно высчитать 20% от суммы тура, которые положено вносить в качестве предоплаты. Туроператоры предупреждают, что если хоть копеечки, хоть пары гривен не хватит до нужных 20% при первом зачислении, то будет проблема».

 

Что касается агентского вознаграждения, то, по мнению экспертов, операторы стараются максимально задобрить агентов и иногда делают даже слишком мягкие условия: повышают комиссию до 14-17%, позволяют туристам платить в рассрочку и вносить основные средства ближе к датам вылета.

 

«У «Джоина», если укладываешься по предоплате в указанные сроки и делаешь все как положено, получаешь дополнительно два процента. И таким туристам гарантируют, что при внесении остатков суммы на счет оператора, курс гривны будет для них не ниже того, который был при бронировании. Чтобы они не боялись потерять деньги на курсовых колебаниях», - приводит пример Юлия Тихонова.

 

«У Tez Tour и Join UP! аннуляция за 30 дней до вылета вообще возможна без штрафов», - говорит Александр Довгопол.

 

В другом агентстве обращают внимание, что многие туроператоры продолжают использовать промо-прайсы. Хотя турагенты с этим уже свыклись и в целом условия работы на туррынке вполне приемлемые. «У Coral Travel, TPG, TUI и «Альфа» промо-прайсы пока есть. А вот «Пегас» от них отказался. Хотя я слышала, что у российских ТО промо цветет буйным цветом, а комиссия и без этого может оставаться на уровне 6-9%. У нас условия гораздо более лояльные. Ну и даже если говорить о промо, то, например, у «Корала» цены «не промо» — даже выгоднее», - сообщает менеджер одного из ТА.

 

«И я не сказала бы, что операторы сильно закручивают гайки. Все, что происходит, является следствием поведения самих турагентов. И уменьшение комиссии, и штрафы. Казалось бы: озвучил цену туристу — и все. Так нет, торгуются, туда-сюда. Вот, например, одна девушка выставила сегодня в Instagram, что за любую бронировку берет 50 долларов. Потом, правда, сняла это заявление. Но осадочек остался. Конечно, все борются за выживание. И туроператоры, и турагенты. Хотя мне кажется, что достаточно ввести лицензии для турагентов, чтобы уменьшить их количество на туррынке. Тогда все было бы по-другому!», - делает вывод Юлия Тихонова.

 

«Меня, если честно, гораздо больше волнует курсовая разница в 1,5 гривны на каждой у.е., если сравнивать внутренний курс туроператоров и реальный рыночный. Когда туры считают по 28,42 за доллар, а на рынке доллары можно поменять по курсу 26,7, люди реагируют негативно», - объясняет Екатерина Великсар.

 

Другой агент считает, что курс — это не самое страшное. Вот переносы рейсов — это да. «Сегодня, например, перенесли рейс Sky UP! (чартер «Джоина») из Жулян в Борисполь, причем сообщили об этом, когда туристы уже приехали в Жуляны. Слава Богу, им организовали трансфер, а рейс задержался. Сначала его отложили на пару часов, потом еще... Хорошо, что успели к вылету, но плохо, что перенервничали, а потом еще и ждать пришлось», - вздыхает собеседница.

 

«Меня тоже очень волнуют переносы и задержки, но в перспективе на лето, - говорит менеджер одной из региональных компаний. - В прошлом году мы с этим так обожглись, что сейчас смотрим на заявленные программы «Джоина» и боимся. Вот анонсирован рейс в Сицилию — очень заманчиво. Но невольно думаешь «полетит ли?». Вижу, что коллеги активно их бронируют, а мы своим туристам сначала объясняем, что не гарантируем вылет вовремя, что могут быть переносы и «если вы готовы, то и мы готовы». По опыту прошлого года знаю, что «Джоин» компенсирует неудобства. Некоторым, например, оплатили потерянный день после 15-часовой задержки рейса. Это, конечно, хорошо, но такие компенсации не сильно помогают, если люди остаются недовольны и отпуск уже испорчен. Поэтому очень хочется, чтобы полетело все, что заявлено — вот на что мы надеемся».

 

Валерия Овсяник, 06.02.2019

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS