Турагенты меняют систему расчетов с туристом?

Один из представителей агентского рынка рассказал Turprofi.com.ua, что больше не принимает от клиентов плату за весь тур, ограничиваясь только комиссией. «Я оговариваю стоимость тура, затем даю клиентам счет туроператора, они его оплачивают, а комиссию бросают мне на карту», - сообщила специалист, уточнив, что туристы при этом не волнуются, дошли ли их деньги до оператора.

 

Турагент акцентирует внимание на том факте, что никого из ее клиентов до сих пор не испугала необходимость платить ей за работу. К сожалению, пока эта схема действует лишь с негорящими турами. Как быть с горящими, если не хочешь брать на себя ответственность за чужие деньги, турагент пока не придумала.

 

Turprofi.com.ua обратился к другим экспертам отрасли с вопросом, насколько предложенная схема жизнеспособна и есть ли у нее перспективы в дальнейшем.

 

Замдиректора Pegas Touristik по правовым вопросам Николай Слюсаревский считает, что такой формат расчетов неплох: «Каждый агент волен организовывать оплату, как считает нужным. Некоторые турагенты пытаются скрывать размер своей комиссии, а некоторые играют в открытую. Здесь турагент честен со своим клиентом. Он сразу объясняет, куда идут деньги, сколько стоит тур у оптового продавца, а во сколько обходится услуга ТА. Мне кажется, что это неплохо. Во всяком случае турист понимает, за что и кому он платит. А большие суммы не попадают на счет ТА, что исключает возможность злоупотреблений».

 

Эксперт полагает, что это полезно и потому, что турист начинает понимать — работа турагента стоит денег, что тот подбирает туры и консультирует не просто так. Поэтому схема вполне рабочая.

 

Коммерческий директор бюро путешествий «Счастье тревел» Марина Федченко обращает внимание на другой аспект: «По сути это получается договор комиссии. Мы так не работаем. У нас все с договорами, с туристами и оплатами полной суммы нам на счёт. И, честно говоря, скоро будем хотеть оплату брутто на счёт туроператора с дальнейшим возвратом комиссии после возвращения туристов из поездки. Возможно это хоть как-то сдержит скидочников. Но это уже другая тема».

 

Директор Travel Lounge Алла Глыва считает, что если украинцы хотят поднимать экономику страны, расти и входить в нужную систему, то главное при любой схеме оплаты — все делать вбелую.

 

Другой турагент на условиях анонимности высказывается, что если туристы будут видеть, сколько он получает, они начнут требовать скидку уже с комиссии. То есть начнется сравнение комиссий в разных компаниях, что только усугубит имеющуюся ситуацию на рынке. Впрочем, другой специалист считает эти опасения безосновательными: «Туристы будут просить скидку, независимо от того, будет ли она, в их понимании, от тура или от комиссии. По большому счету, они уже это делают. Ведь турагент не за счет ТО цены сбрасывает».

 

Президент УАТА Антон Рудич полагает, что схема все-таки не лучшая. «Во-первых, она немного неудобна для туриста — нужно делать два платежа. А при разделении его на несколько (при раннем бронировании, например) — еще больше сложностей. Во-вторых, агенты действительно часто боятся светить свою комиссию туристу. В-третьих, при изменении суммы процесс становится сложно контролировать. Ну и, в четвертых, платежи на оба счета должны соответствовать друг другу. А что будет, если турист оплатит ТО, но не оплатит комиссию? Туроператор-то получит свою полную сумму за тур и у него не будет причин не выдавать документы».

 

Что касается проблемы доверия к турагентам, которую решает изначальное перечисление денег напрямую ТО, то Антон Рудич полагает, что для агентов, которые входят в УАТА эта проблема не так актуальна. «Я, по крайней мере, не слышал о потерях клиентов из-за недоверия. Скорее всего, наши агенты имеют достаточно крепкую репутацию и существенная доля их туристов — постоянные», — делает он вывод.

 

На вопрос Turprofi.com.ua, не заинтересованы ли сами турагенты в предложенной схеме оплаты, чтобы в случае каких-либо проколов ТО к ТА не могло быть никаких претензий, в том числе судебных, Антон Рудич ответил: «По закону ТА не отвечает за проколы туроператоров — это правильно и это действует, если работать чисто (со всеми договорами и платежами). В этом случае максимум проблем для турагента — потеря туриста».

 

Чем еще может смущать агентов изначальное разделение платы за тур и агентской комиссии? Николай Слюсаревский объясняет, что некоторые турагенты зачем-то пытаются создать у туриста иллюзию, будто это они отправляют его в поездку. И этому в какой-то мере способствует не совсем корректное название договора «на туробслуживание», который они подписывают с туристом. «Это название не совпадает с буквальным значением документа. Как морская свинка, которая на самом деле не свинка и совсем не морская. Договор между туристом и турагентом по-хорошему должен называться договором «на информационно-консультационные и посреднические услуги». Потому что именно их и оказывает турагент. А туристические услуги вытекают из ваучера — вот настоящий договор туроператора с туристом», - резюмирует эксперт.

 

Валерия Овсяник, 25.01.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS