Авиакомпании обяжут публиковать договоренности с ТО

 

Профильный комитет Верховной Рады по результатам заседания 21 декабря решил рекомендовать Раде ускорить принятие проекта закона о внесении изменений в закон «О туризме» под регистрационным номером 8317. Кроме того, комитет намерен рекомендовать Кабмину ускорить принятие постановления «О внесении изменений в лицензионные условия производства туроператорской деятельности».

 

В постановлении будет идти речь об усилении ответственности ТО и ТА, в частности, предусмотрены обязательства туроператоров начинать продажу турпродукта, включающего чартерные перевозки только после заключения договора с поставщиком перевозки, где будет прописана согласованная серия чартерных рейсов с указанием маршрута, начала и окончания серии чартерных рейсов.

 

Депутаты также решили поручить Мининфраструктуры усилить ответственность авиакомпании за выполнение договорных обязательств и обязать их публиковать у себя на официальном сайте полную информацию о законтрактованных чартерных рейсах. Министерство при этом должно мониторить договоры на предмет соответствия законтрактованных объемов перевозки существующему техническому парку (резервному фонду воздушных судов).

 

На туррынке считают, что идея хорошая, но трудноосуществимая. «Очевидно, что какой-то контроль в этом плане нужен, - говорит директор «Компаса» Михаил Тюрин. - Хотя контроль не всегда имеет благие цели, но в такой сфере как наша, когда ставят несуществующие программы, он может пригодиться, чтобы не было потом усадок и пересадок, и фейковых программ».

 

«Публикация чартерных договоров на сайтах авиакомпаний — самое вменяемое из всего, что предлагают», - считает член правление TPG Елена Бойко.

 

Однако опубликовать программы — одно. Проверить и рассчитать, на сколько хватит самолетов у авиакомпании — гораздо сложнее, констатирует Михаил Тюрин: «Придется считать и регулярные рейсы и все остальное. Потому что если я напишу, что хочу выполнить 45 программ в Анталью, а у авиакомпании как раз 45 самолетов, это не будет значить, что все они будут летать по моему заказу. Нужно учитывать выходы самолетов из ремонта, графики отпусков сотрудников. Если авиакомпания маленькая — тогда ничего. А если крупная? Как МАУ или «Роза Ветров»? Как проконтролировать возможность осуществления рейсов? Есть ли технические возможности для такой проверки? И потом, есть ведь еще блочники, в том числе на регулярных рейсах иностранных авиакомпаний. Как узнать, сколько этих блоков? Мне кажется, что идея такого контроля немного утопическая».

 

На вопрос Turprofi.com.ua, что же придумать взамен, Михаил Тюрин ответил: «Вживлять людям в мозг чипы и обучать руководителей и владельцев туроператоров жизненным ценностям. Это должен быть естественный отбор, мне кажется».

 

«Наверное, что-то в таком контроле договоров есть. Нужно проверять, чтобы самые хитрые не продавали программы, которых не существует, — на условиях анонимности высказывается один из экспертов. — Но мне почему-то кажется, что это все равно ни к чему не приведет. На сайте МАУ, например, и так всегда указаны заказчики чартерных рейсов. Но никто этим особенно не интересуется. К тому же для контроля тех, кто может уйти с рынка, такой способ не подойдет. Сами посудите — ну вот были бы всем доступны контракты «Ньюз Тревел», например, — и что? Кому бы это помогло?».

 

Он добавляет, что многое из того, что уже внесено в проект постановления Кабмина, напоминает попытку создать видимость несуществующей работы: «Особенно нас всех удивил пункт об обеспечении доступа инвалидов к офисам туроператоров. Нигде этого доступа нет, зато в офисах ТО он быть должен (смеется). И это при том, что туристы ходят покупать туры не к туроператорам, а к турагентам».

 

Елена Бойко, анализируя прошедшее заседание и все, что на нем обсуждали, делает вывод: очень хорошо, что пригласили туроператоров — это, наверное, в первый раз такое с профильной комиссией. «Но мне кажется, что предпринимать какие-то действия в отношении нарушителей нужно на момент существования проблемы, а не постфактум», - отмечает она, видимо, имея в виду разговоры о лишении лицензии туроператоров-нарушителей.

 

Действительно, на заседании много рассуждали об «Оазисе» и летнем коллапсе с чартерами «Джоина», на которого Анне Романовой, оказывается, даже жаловался белорусский посол (депутаты и чиновники сошлись во мнении, что все это позорит Украину на международном уровне). Однако, по мнению других туроператоров, заниматься «Оазисом» и сбоями «Джоина» надо было летом, когда были проблемы с туристами. «Сейчас «Джоин» работает нормально, а «Оазису» уже все равно, лишат его лицензии или нет. То же самое можно сказать обо всех ТО, прекративших деятельность», - уверены эксперты.

 

Вопрос лишения туроператоров лицензии обсуждали несколько раз, причем с разных точек зрения. Депутаты считают, что тех, кто не выполняет свои обязательства или с чем-то не справляется, нужно лицензии лишать. Юристы, наоборот, уверены, что делать этого ни в коем случае нельзя, потому что это фактически развяжет руки недобросовестным компаниям: самое простое, что им останется сделать — прикарманить деньги туристов, заявив «вот видите, они лишили меня лицензии, теперь я не могу ничего сделать, простите — все вопросы к регулятору».

 

Должен работать принцип персональной ответственности и правоохранительные органы. Тогда ни у кого не будет возникать желания обмануть. А лишение лицензии приведет лишь к тому, что закроется одна компания, а на ее место тут же придет другая, с теми же людьми во главе, высказываются противники лицензионного наказания.

 

«На встрече всё проговорили, немножко поохали и поахали, интересно было послушать — нормальное рабочее заседание получилось», - резюмирует Елена Бойко. По ее мнению, самое правильное в этом во всем, что дали высказаться турбизнесу. Возможно, учтут какие-то замечания.

 

Кстати, даже у тех, кто не был на встрече, еще есть возможность в течение недели внести свои предложения по правкам в постановление Кабмина.

 

Валерия Овсяник, 22.11.2018

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS