Тургосконтроль: успеют ли установить до выборов?

 

На следующей неделе в профильном комитете Верховной Рады пройдет очередное заседание по поводу законодательных изменений. По неофициальным данным, представители отрасли будут пытаться внедрить свои предложения по изменениям в нормативную базу, рассчитывая, что перед выборами произойдет какой-то сдвиг.

 

Одновременно в МЭРТ до 9 декабря ждут предложений и замечаний к проекту постановления Кабмина «О внесении изменений в лицензионные условия осуществления туроператорской деятельности». Согласно сайту ведомства, проект не вызвал ажиотажа: по состоянию на 15 ноября за него проголосовали 37 человек: 20 поддержали и 17 — нет. 

 

Если постановление примут, самыми неудобными изменениями для туроператоров-выездников будут новые обязательства: за 8 и за 2 часа до отправления рейсов проверять, не задерживаются ли они. И если задержка на 4 или более часов — размещать на своем сайте и отправлять органу лицензирования информацию о ней. Другое обязательство — размещать на сайте актуальную информацию о своих турагентах и о наличии у них финобеспечения, а также о количестве договоров на туробслуживание, заключенных непосредственно туроператором или через турагентов, с указанием страны временного пребывания туристов.

 

Turprofi.com.ua обратился к экспертам с вопросом, какие еще изменения, на их взгляд, стоит внести в действующую нормативную базу (неважно, закон это будет или постановление). И что сейчас — самое главное для отрасли.

 

«Одно ключевое слово — прозрачность, — высказывается исполнительный директор УАТА Павел Григораш. — Сейчас мы в полной непрозрачности. И всем понятно, что есть люди, которые ловят рыбку в мутной воде».

 

Эксперт напоминает, что недавно опубликованная статистика, собранная МЭРТ за 2017 год, показала, что топ-10 туроператоров по объемам и по оборотам не совпадают. «Некоторые ТО вообще не попали по оборотам в первую десятку, хотя явно должны там быть. По факту это доказывает: то, что есть на самом деле, и то, что сдается государству, — разные вещи», - говорит Павел Григораш.

 

Он полагает, что за всем, касающимся авиации (в том числе за задержками и за переносами рейсов) должна следить Госавиаслужба. «Неправильно, когда у авиакомпаний два борта на двоих: если обе заключают договор друг с другом на запасной самолет, а по факту этого борта не существует. Но не туроператоры тут виноваты. На самом деле многие механизмы у нас в законе есть. Просто они не действуют. Именно потому, что нет прозрачности и никто не видит, выполняется закон или нет. И непонятно, насколько это отслеживает регулятор», - аргументирует эксперт.

 

Глава одесского ТА «Хороший Отдых» Александр Довгопол против нерыночных подходов к ограничению конкуренции, в том числе лицензий: «Из административных мер, я считаю, необходимо только обязать туроператоров публиковать регулярную финотчетность. Например, Баланс и Отчет о финансовых результатах. Так, как это делают сейчас банки. А дальше уже каждый участник рынка сам для себя определит, с кем работать, а с кем нет».

 

Павел Григораш считает вполне жизнеспособным такое предложение: страховщики давно публикуют на своих сайтах ежеквартальные финансовые отчеты. К сожалению, это не гарантирует их достоверность. «Хотя если цифры вызовут сомнения, у турагентов будет повод как минимум задуматься. Например, когда у ТО по отчетам стоимость тура 200 гривен, это о чем-то говорит», - отмечает он.

 

Эксперт напоминает, что вопросы есть не только к туроператорам, но и к турагентам, которые сплошь и рядом перечисляют деньги от имени ничего не подозревающих туристов, нарушая тем самым целостность всей юридической цепочки. Это можно было бы остановить. Вопрос только в контроле: кто должен и кто будет все это проверять? «У Департамента по туризму Минэкономики полномочий нет. Турагентов слишком много. Да и 2700 туроператоров так просто не проверишь. Элементарно не хватит персонала. Хотя, с другой стороны, туроператоров, которые ставят чартеры, немного», - рассуждает Павел Григораш.

 

Глава IT-Tour Юрий Авдеев сомневается, что Верховная Рада успеет что-то принять до того, как уйдет на перевыборы, и почти уверен: в ближайшее время никаких изменений в законе не будет. А даже если что-то и поменяют, то это не избавит Украину от задержек рейсов или недобросовестных туркомпаний. «Любая регуляция — лишь очередная попытка собрать деньги (стандартная коррупционная схема). Поэтому не надо ничего менять — все нормально. Чем меньше контроля, тем лучше: рынок переболеет и сам себя вылечит. Он просто должен найти новые точки отсчета. А попытка бежать впереди паровоза только все испортит. С мошенниками не поможет, а нормальным усложнит жизнь», - уверен эксперт.

 

«Что касается турагентов, то наилучший сценарий, по моему мнению, — когда на рынке есть саморегулируемая организация, в которую каждое агентство платит регулярные взносы, а СРО обеспечивает механизм принятия/исключения из членов. И, соответственно, работать может только член ассоциации. Как с коллегией адвокатов в юриспруденции. Но чтобы это действовало, должно быть доверие на рынке. Пока его нет», - констатирует Александр Довгопол.

 

Юрий Авдеев подсказывает: единственное, что может очистить рынок от недобросовестных турагентов — полная ответственность туроператора. «Если оператор будет полностью отвечать за заключенный с туристом договор, и агент будет выступать полноценным представителем ТО (настолько полноценным, что туриста вообще не будет волновать, заплатил турагент деньги или сбежал с ними, потому что договор гарантирует оказание обещанной услуги), тогда все станет хорошо. Как только ТО начнут компенсировать туристу ущерб, причиненный турагентом, проблема недобросовестных ТА исчезнет», - уверен эксперт.

 

Что касается сложностей с фиктивными рейсами, которые так раздражали многих этим летом, самый простой путь проконтролировать реальность заявленных программ — проверять, под какой договор с авиакомпанией туроператор их заявляет, рассуждает Павел Григораш. И для этого опять же есть специальный орган — Госавиаслужба, которая теоретически может анализировать договоры с ТО. Но вообще и авиакомпания, и туроператор вполне понимают, на что им хватит бортов, а на что — нет.

 

«Никто не ставит фиктивные рейсы специально, - согласен Юрий Авдеев. - Все планируют программы вполне серьезно. А потом получается, что где-то сломалось, там форс-мажор и валы накладок. Потом все начинают думать, будто ТО планировали отмены. Но это неправда. Каждая компания намерена работать на полную».

 

По поводу публикации контрактов с отелями (такие предложения тоже звучат), Александр Довгопол высказывает мнение, что это может быть частная инициатива туроператоров. И если они это сделают, то покажут большую прозрачность рынку. Но заставить никого нельзя. И законодательно обеспечить контроль за этим сложно. «Поэтому, чтобы не попадать на массовые «овербукинги», лучше работать с ТО, у которых их нет», - дает совет эксперт.

 

«Ничего с отелями не сделаешь, это невозможно контролировать, - смеется Юрий Авдеев. - Для этого придется завести по три ревизора на каждого ТО. Отелей — тысячи, информация это коммерческая. А кроме того договоры заключают не с отелями, а с принимающими. Так что тут контроль нереален. Да и зачем строить такую систему надзора, чтобы никто не мог выполнить ее условий? Всегда должны оставаться лазейки, чтобы бизнес продолжал развиваться».

 

А вот обнародование списков всех агентов, с которыми у ТО заключены договоры, многие оценивают положительно. Только не уверены, что туристам это поможет. «Проблема в том, что туристы у нас в большинстве своем безграмотные. Многие перечисляют деньги турагентам, не имея на руках договора. Посмотрите на резонансные случаи обмана туристов — у клиентов часто нет даже чека, даже квитанции об оплате. Они приходят в полицию со скринами переписки в мессенджерах, не имея на руках ни одной бумажки. А полиция очень сильно загружена и ее сложно сдвинуть с мертвой точки, особенно если у тебя ничего нет», - констатирует Павел Григораш.

 

Он советует туристам помнить: сначала договор — потом деньги. Конечно, агенты без денег не бронируют (и это правильно). Но как бы вы ни торопились прихватить горящий тур, платить без договора нельзя. Не можете быстро подъехать в офис турагента — существуют варианты электронных договоров, с верификацией через мобильный. Впрочем, эксперт уточняет, что судебной практики по разбору дел с такими договорами пока еще нет, так что неясно, насколько серьезно воспринимают их в суде.

 

Валерия Овсяник, 15.11.2018

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS