Отзывы как средство борьбы с неправильными ТО
Летние задержки и отмены чартерных рейсов в очередной раз стали темой для обсуждения. На этот раз эксперты рынка собрались в Укринформе и еще раз напомнили всем, что сезон был тяжелым и что «с этим нужно что-то делать». Директор онлайн-системы бронирования TripSee Юлия Челикпазу обратила внимание, что цены по разным направлениям из-за демпинга и избытка предложений все лето оставались очень сладкими. «Был даже случай, когда тур в Испанию на 7 дней продавался за 125 евро на человека!» - поделилась она. При этом туристы, регулярно застревавшие в аэропортах, обрывали телефоны ее ресурса с просьбами о помощи.
Глава «Сиесты» Ольга Дяченко согласилась, что рынок перенасыщен турпродуктом, из-за чего цены падают, как и качество предоставляемых услуг. По словам эксперта, туроператоры, отвечающие за жизнь туристов, но продающие места на бортах «без крыльев и шасси», ставят эти жизни под угрозу. Но люди обнищали, и их желание отдохнуть за тысячу долларов на четверых вполне объяснимо. Однако если разделить упомянутый тур в Испанию за 125 евро на семь дней, то становится понятно, что это может быть за тур.
Глава ВАТО Игорь Голубаха сразу оседлал своего любимого конька: по его мнению, причины всех зол на туррынке сформировались в тот момент, когда отменили лицензии для турагентств. Если бы государство регулировало и контролировало тех агентов, которые не имея лицензий ведут туроператорскую деятельность, такого беспредела не было бы, считает эксперт. Он пожаловался, что ему страшно смотреть, как те, у кого нет на это лицензии, открыто рекламируют свою помощь украинцам в выезде за рубеж с целью устройства на работу. При этом турагенты, которые три раза съездили с туроператором в рекламник, считают себя великими специалистами и заполняют несуществующие рейсы, которые потом, как теперь модно говорить, «оптимизируются» или просто отменяются. И это граничит с мошенничеством, уверен Игорь Голубаха.
Одна из журналисток пыталась вызнать у президента ВАТО, как сильно изменится рынок благодаря разрешению на плановые проверки туроператоров, которое Кабмин дал Минэкономразвитию на прошлой неделе. И спрашивала, многие ли ТО лишатся вследствие этого своих лицензий. Господин Голубаха в ответ на это аккуратно заметил, что его радует уже то, что министерство хотя бы не открещивается больше от этой функции и не объясняет свое неучастие в регулировании рынка нехваткой людей, отсутствием разрешения или чем-то еще.
Как показалось Turprofi.com.ua, на лицах спикеров в этот момент отчетливо было написано, что разрешение на проверки никак не повлияет на деятельность туроператоров или наличие у них лицензий (впрочем, нам могло только показаться). Игорь Голубаха насчет проверки добавил, что суть не в разрешении на нее, а в методике этой проверки — потому что нигде не прописано, кого и как нужно проверять.
Эксперты коснулись также ответственности туроператоров. Ольга Дяченко вспомнила про «Идриску», которая ушла, объявив, что во всем виноват перевозчик, а перевозчик при этом заявлял, что во всем виноват туроператор. А тем временем компаниям, которые покупали места на чартерах «Идриски» пришлось по второму кругу платить за авиабилеты для своих туристов. «Конечно, туроператоры должны нести ответственность за свой продукт, но кто-то должен защитить и их в такой ситуации», - высказалась Ольга Дяченко. Она посетовала на то, что авиакомпаниях сейчас не настроены ставить одну чартерную программу по заказу нескольких туроператоров. Перевозчики, по ее словам, хотят, чтобы у каждой программы был один заказчик. В итоге разные туроператоры ставят несколько чартеров в одном направлении и не всегда в состоянии заполнить свои борта. А те, кто берет у них на рейсах блоки мест, рискуют попасть в такую же историю, как с «Идриской».
Адвокат Алла Цимановская по поводу разграничения ответственности сообщила, что туристам, которые ждут рейса в аэропортах больше положенного, часто не предлагают ни воды, ни еды, не обеспечивают ни проживание, ни трансфер к гостинице. И получается, что турист, который выкладывает деньги на тур, несет дальнейшие затраты.
При этом анализ договоров между ТО и ТА показывает: операторы возлагают многие свои обязательства на турагентов и авиакомпании, хотя это явно противоречит закону «О туризме». Оператор должен нести затраты на кормление, расселение и проч. как сторона, предоставляющая клиенту услугу, а уже потом требовать возмещение в регрессном порядке с тех, по вине кого произошел сбой (с авиакомпании, отеля, принимающей стороны). Но так как все это долгий процесс, туроператору проще сразу заставить туриста заплатить за все самому, чем потом пытаться провести взаиморасчеты с партнерами.
В ответ на вопрос Turprofi.com.ua о разнице компенсаций пассажирам регулярных и чартерных рейсов Алла Цимановская заверила, что порядок начисления и выплат компенсаций за задержки одинаков и там, и там. Она напомнила, что туриста должны предупредить о задержке рейса за определенное время, которое также прописано в нормативных актах. Но на практике часто получается, что туристы ездят из Борисполя в Жуляны и обратно, не зная, откуда и на чем они в итоге полетят. Виной этому в том числе правовая безграмотность туристов и турагентов.
Кстати, суды во многих случаях становятся на сторону туристов. Однако, по мнению Аллы Цимановской, в закон «О туризме» давно нужно внести изменения, которые принудят операторов изначально вносить в договоры справедливые условия. Потому что даже решение суда — не гарантия того, что исполнительная служба взыщет положенные туристу деньги.
Во время пресс-конференции затронули также тему перечисления денег турагентами-фээлпэшниками от имени туристов. Все высказались весьма категорично в том плане, что это наносит вред рынку и конкретно туроператорам. При этом сделать с этим вроде бы ничего нельзя, потому что тон в игре задают крупные ТО. Если кто-то откажется принимать оплату от имени туриста, остальные возьмут ее с удовольствием. Сами туристы тоже любят наломать дров: отдают деньги агентам-фрилансерам просто на улице, без всяких документов. Или перечисляют их агентам на личные счета. «При этом идет война между ТА и ТО, которые постоянно выясняют, кто кому Рабинович, - съязвила Одьга Дяченко. - Но настоящий наш враг — это онлайн-системы мирового масштаба!» (В этом месте все посмотрели на директора TripSee Юлию Челикпазу, но Ольга Дяченко быстро уточнила, что имеет ввиду системы мирового масштаба, вроде «Букинга», к которому туристы обращаются все чаще, потому что не хотят покупать туры через посредников, регулярно их подводящих).
Итак, что же эксперты посоветовали в итоге делать туристам, чтобы избегать ненадежных туроператоров?
-
Внимательнее выбирать турагентов.
Читать отзывы об их работе.
Заглядывать в госреестры, выискивая, нет ли проблем у туркомпании с уплатой налогов.
-
Внимательнее выбирать туроператора.
Аналогичная схема, плюс можно порыться в недрах реестров МЭРТ, где напротив туроператора может стоять пометочка «нарушение». Возможно, вы даже узнаете, что он лишен лицензии, однако опыт показывает, что лицензии украинский госрегулятор лишает только те компании, которые уже очевидно не смогут больше работать, потому что закрылись, не смогли выполнить своих обязательств или даже испарились с деньгами туристов. Обратный алгоритм на нашей памяти еще ни разу не сработал.
-
Требовать у турагента кассовый чек, если расплачиваетесь за тур наличными.
-
Проверять, чтобы тебе выдали полный комплект документов, как то: договор, ваучер, билеты, страховку и памятку (там должны быть контакты, куда обращаться в случае каких-либо проблем).
-
Перечислять деньги за тур только на расчетный счет турагентства с правильной формулировкой назначения.
Это, конечно, вряд ли поможет вам избежать задержек или непоселений, зато позволит потом защитить себя в суде.
Еще одна интересная идея, которую высказала Юлия Челикпазу: в Украине можно создать свой маленький «трипэдвайзер», где туристы будут оставлять свои отзывы о туркомпаниях. Через пару лет такой ресурс позволит всем туристам вовремя делать правильный выбор туроператора или турагента.
На наш взгляд, очень интересно.
P.S. Директор Центра развития туризма Владимир Царук порадовал всех сообщением, что выездной турпоток за год вырос на 20-30%. При ценах тура в 125 евро на человека это вполне логично.
Валерия Овсяник, 25.09.2018
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
- Басейн та свій собака - головні вимоги 16-09-2023
- Join UP!: топ-3 напрямків літа 16-09-2023
- П’ять крутих автобусних турів від TPG 05-10-2022
- В Вильнюсе поддержали Украину 29-05-2022
- Гроші за тури повернуть після війни 29-04-2022
- Як повернутися до України? 11-04-2022
- Туркомпанії відмовляться від російських софтів 06-04-2022