Туркомпании опять прошлись по ФИГам

 

Итак, проект закона «Про внесение изменений в закон Украины «О туризме», который давно уже обсуждают в МЭРТ, вышел в широкие массы и, как всегда, вызвал множество вопросов. В первую очередь, по размеру фингарантий (10% от годового оборота ТО).

 

«Такого уровня рисков нет даже по КАСКО! То ли операторов решили раскрутить на деньги, то ли просто кто-то некомпетентен. И главный вопрос — что делать с фингарантией, когда НБУ навернет очередной банк? Этот очень болезненный момент остался практически в прежнем виде. У нас банки банкротят чаще, чем ТО», - напоминает замдиректора по международному туризму «Алинда-тур» Алла Литвинчук.

 

Надо отдать должное министерству, оно предоставило возможность участникам рынка вносить в проект свои предложения. В данный момент УАТА (Украинская Ассоцияция турагентов) срочно готовит правки, надеясь, что их учтут.

 

Как пояснил Turprofi.com.ua исполнительный директор УАТА Павел Григораш, проект, который прислали из министерства, очень сырой: «Где-то про турагентов забыли, где-то приравняли к туроператорам. Мы обсудили его у себя в Ассоциации и в группе с другими турагентствами. И на базе их предложений пытаемся все скорректировать. Сегодня-завтра нам надо предоставить свои правки в Кабмин. А их очень много, в том числе мелких и технических».

 

Из наиболее важных и серьезных моментов, которые вносит Ассоциация, эксперт выделил три:

 

1. Введение понятия субагент, которое позволит легализовать существующую практику. «Чтобы не было понятия нелегальных турагентов. И чтобы убрать оплаты от туристов, которые сейчас проходят с нарушением закона».

 

2. Поправка по фингарантиям. Те банковские гарантии, которые есть в данный момент, не работают. 20 тысяч евро — это смешно, считают в Ассоциации. Чтобы добраться до этих 20 тысяч, должны быть пройдены определенные процедуры, например, признание туроператора, не выполнившего свои обязательства, банкротом, что может длиться годами. Поэтому размер ФИГов туроператора/турагента/субагента должен определяться как размер банковской гарантии или страховой суммы по договору страхования гражданской ответственности. Гарантия или страховая сумма должны быть не меньше 5% от запланированной суммы денежных средств, полученных от туристов за туруслуги. (В проекте МЭРТ указаны 10% от оборота).

 

3. Введение ответственности ТО за ненадлежащее размещение туристов в отелях. «Есть понятие «непоселение». Но иногда туроператоры злоупотребляют им, ставя туристов перед фактом и заранее зная, что не поселят их туда, куда нужно. И предоставляют альтернативы хуже, чем изначально забронированный отель (иногда это могут быть 4* вместо 5). Туристу в таких случаях нужно дать право: если его не устраивает вариант, предложенный взамен, то оператор должен его вернуть обратно в Украину и компенсировать ему стоимость тура. Тогда ТО всегда будут заинтересованы давать хорошую альтернативу.

 

«Возможно, туроператоры будут против, но мы рассуждаем с позиции защиты прав туристов и нервов турагентов. Теоретически, отказаться от замены можно и сейчас. Уехать домой самостоятельно, а потом требовать возврата денег через суд. Но никто не хочет рисковать и тратить свой отпуск на разбирательства, не будучи уверенным, что чего-то добьется», - объясняет Павел Григораш.

 

Кстати, туроператоры, как оказалось, вовсе не против ввести новый вид ответственности. «Мы поддерживаем наказание за ненадлежащее размещение. Наши девочки всегда стараются подобрать хорошую альтернативу. Работают с каждой заявкой. А есть операторы которые не заморачиваются. Подтверждают, что угодно, а потом целым автобусом везут туристов в другой отель, - высказывается директор по развитию TPG Валерий Паренчук. - Переселения есть у всех. Но когда ТО мошенничает — это ужасно. Я бы еще и штрафы брал за такое».

 

Однако в части ФИГов TPG с предлагаемыми правками не совсем согласна. «Мы считаем, что страхование рисков — это профанация. Ответственность можно обеспечить только депозитом в банке. Какой процент от оборота (5 или 10) — можно обсуждать. Но это должен быть только депозит. Все остальное — обман», - уверен господин Паренчук.

 

В то же время в другом ТО, где высказались анонимно, считают, что «непонятные банковские гарантии не нужны»: «У нас же есть страховой сервис — пусть и страхует. Пусть туристы за страховщиками с топором бегают. А не идиотский суд принимает идиотские решения (примеров в Украине достаточно). Вы застрахованы — аут!"

 

"У меня к проекту МЭРТ три замечания, - говорит Алла Литвинчук. -

 

1. 10% — это, как я уже сказала, ужасно завышенный процент риска. КАСКО — один из самых дорогих видов страхования — от 3 до 5%. 10% — это глупость. И еще один странный пункт — возмещение начинает выплачиваться страховой с регрессом к ТО, если в течение 12 часов не смогли связаться с ТО... А как ТО докажет, что они были на связи, но им не звонили?

 

2. непонятно, почему сохранена схема банковской гарантии, если она доказала свою провальность?

 

3. подключение страховых компаний к денежному потоку тоже требует осторожности — очень многие из них проводят спецтренинги для отдела возмещения — как отказать в возмещении. Или просто отмывают деньги.

У меня компания — и ТО, и ТА, — но в этом проекте явный перекос. Пока не нашла ответственности ТА, например, за неперечисление оплаты от туриста».

 

В УАТА считают, что страхование имеет право на жизнь, как и банковская гарантия. А вот с размерами нужно подумать: «10% — это слишком. Достаточно 5. Но тут много вопросов. Мы готовим сопроводительное письмо. Возможно, в законе следует прописать нюансы. Если брать проценты от оборота предыдущего года, то, во-первых, возникает вопрос, насколько точную статистику дают туроператоры. А, во-вторых, если у ТО запланирован рост на следующий год или, наоборот, падение объемов, то это тоже нужно учитывать».

 

Павел Григораш делает акцент и на том, что если одна страховая компания застрахует ТО, у которого 30% рынка, то в случае банкротства этого туроператора СК «ляжет» вместе с ним. Так что актуальным остается вопрос перестрахования рисков. «Поправки от МЭРТ предполагают использование страховки не только при невыполнении, но и при ненадлежащем выполнении обязательств. А это может быть все, что угодно (не поселили в отель, не обеспечили трансфер, невовремя улетел рейс). И оформление такой страховки будет идти по самому высокому тарифу, иначе СК не согласятся оформлять ее вообще. Мы считаем, что насчет ненадлежащего выполнения турист должен обращаться в суд. А вот для случаев невыполнения обязательств необходима страховка. К сожалению, перестраховать за границей такие риски невозможно. Поэтому слово «ненадлежащее» из закона надо убрать», - делает вывод представитель УАТА.

 

В Ассоциации турагентов считают необходимым упростить и процедуру получение денег для туристов, в случае невыполнения туроператором своих обязательств. Один из критериев, по которому турист может обратиться в СК за помощью — услуги были непредоставлены и нет связи с ТО в течение 12 часов (нет также и возможности решить вопрос с туроператором на месте). «Обычно у крупных ТО стоят системы фиксации звонков, так что отследить, звонили им или нет, легко. А у любого туриста есть телефон, с которого он будет пытаться звонить и может впоследствии предоставить распечатку звонков. Если они были без ответа, то вопрос решен — страховая должна взять расходы по оплате проживания и возврата туристов домой на себя», - уточняет Павел Григораш. Он добавляет, что недоразумения, конечно, тоже бывают, если, например, отель не увидел оплаты. Но тут вопрос взаимодействия.

 

Любопытно, что руководитель одного из туроператоров, ознакомившись с проектом МЭРТ, сделал вывод, что на нем чувствуется губительное влияние российских законов: "Почему все то, что создает проблемы для работы, вся ерунда берется из росийского законодательства? Платный реестр, громадные банковские гарантии и прочая глупость. Имитация кипучей деятельности с созданием возможности надкусить пирог. Серьезных вопросов, мешающих развитию туризма, реально выводящих его из тени, еще никто и никогда за последние 15 лет не поднимал. И ничего хорошего из росийских законов (а в них было и такое) не взял."

 

Валерия Овсяник, 20.07.2017