Иван Липтуга: "Рынок постепенно придет к саморегулированию"

Ровно год назад, 1 сентября 2015 года, в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) появился отдел развития туризма во главе с Иваном Липтугой. Этот отдел за год вырос сначала в управление, а затем в Департамент туризма и курортов. Turprofi.com.ua по случаю годовщины задал господину Липтуге несколько вопросов.

- Как бы Вы охарактеризовали итоги работы вашего подразделения за минувший год?

- Характеризовать итоги, наверное, должны другие. Я со своей стороны не вполне доволен – я хотел бы большего, чем удалось достичь за 12 месяцев, но все-таки думаю, что результаты есть. По крайней мере, нам удалось навести порядок в туроператорских процессах, прежде всего в лицензировании. Аннулировать все лицензии неработающих компаний законно мы не можем, но мы опубликовали для общественности отдельный список ТО, соответствующих лицензионным условиям. Согласно полученной нами статистике у нас есть примерная, более или менее похожая на правду картина объемов и выездного, и въездного, и внутреннего туризма. Теперь мы ее можем сопоставлять с другими данными, в том числе фискальных органов. То, что мы создали в Департаменте отдел статистики, упрощает этот процесс – раньше этим просто никто системно не занимался.

- Сколько вы выдали лицензий за этот год и когда Вы ожидаете отмены туроператорских лицензий Верховной Радой?

- За весь период мы выдали 80 лицензий. Разработанные нами изменения в законе «О туризме», которые были в общем законопроекте по дерегуляции, не прошли через парламент. Поэтому, не дождавшись предложений ни от представителей рынка, ни от общественных организаций, которые много говорили о необходимости менять закон, но ничего дельного не дали, мы сейчас готовим от нашего Департамента проект изменений в законе «О туризме», который собираемся в сентябре подать. Мы не планируем передавать функции – мы хотим прийти к единой удобной модели взаимодействия со всеми субъектами на рынке. Это касается и туроператоров, и гостиниц, и остальных субъектов, которые сегодня вообще никак не регулируются, – например, гиды-экскурсоводы, остальные субъекты туристического и околотуристического бизнеса. Все субъекты или объекты туристического бизнеса должны быть по крайней мере учтены. Регулировать их, а точнее имитировать регулирование, нет никакой необходимости. И благодаря статистическому анализу, который мы видим и все уже видят, ясно, что инструменты лицензирования и обязательная категоризация гостиниц не работают. Зато, например, как только мы опубликовали список тех ТО, которые соответствуют лицензионным условиям, и начали им делиться по запросам с иностранными делегациями и партнерами, возник живой интерес со стороны туроператоров. Когда мы сказали, что согласно меморандуму с китайской стороной мы предоставили белый список компаний (не весь реестр в 2,5 тыс., чтобы китайцы сошли с ума и проверяли, с кем они могут работать, а выбирали из 300 компаний белого списка и только тех, кто изъявил желание работать на китайском направлении, а это 44 туристические компании), - остальные резко оживились, начали переживать и досылать недостающие отчеты и документы, чтобы соответствовать лицензионным условиям и попасть в белый список. И таких полностью соответствующих лицензионным условиям компаний на сегодня – 300. А сдавших статистические отчеты – почти 700. И это похоже на правду, то есть с вероятностью до 95% можно сказать, что остальные 1800 компаний или вообще не работают, или заморожены, или ведут в небольших объемах чисто агентскую деятельность. С небольшой погрешностью, но картина реалистичная. Мы ее сможем сгладить за счет анализа статданных фискальных органов, погранслужбы, МИДа, Госавиаслужбы, железной дороги и т. д.

- Вы сказали, что будете вносить проект изменений в законе «О туризме». Насколько косметическими будут эти изменения? Или ждать новой редакции закона?

- Мы хотим осуществить все, о чем мы говорили в прошлом и этом году, – заменить регуляторную практику единым туристическим реестром, в котором будут по категориям все субъекты и объекты туристического рынка. Это более эффективно и позволит комплексно понимать картину на рынке, а минимальные стандарты и требования, которые сегодня прописаны в лицензионных условиях, могут быть также адаптированы под условия нахождения субъектов в реестре. Для гостиниц мы также хотим отменить обязательную категоризацию, сделав ее добровольной и декларативной, для того, чтобы большее количество отелей хотели и могли по простой и понятной процедуре получить звезды в соответствии с европейскими критериями звездной классификации. Мы также хотим перевести финансовую ответственность на метод страхования ответственности туроператоров, дополнить обязательное медицинское страхование и уйти от этих банковских гарантий, которые сегодня, к сожалению, не работают.

- То есть каждый турист будет страховаться отдельно?

- Да, в нашем проекте закона о дерегуляции мы прописывали механизм именно таким. В ряде европейских стран этот механизм успешно работает, и, думаю, для Украины эта модель наиболее приемлема. Потому что в противном случае, если мы увеличим банковскую гарантию и привяжем ее непосредственно к объемам продаж, то молниеносно загоним всех крупных игроков в тень. Очевидно, что никто из них не станет предоставлять банковскую гарантию на миллион и более евро – ни Join UP!, ни Anex Tour, ни кто-либо другой.

- Вы возглавляете Департамент туризма и курортов. О туризме мы уже немного поговорили – как с курортами?

- По функционалу курорты – это отдельный сектор и, вообще говоря, отдельный закон. На сегодня в Украине есть только шесть курортов государственного значения. Как только мы получили возможность создать Департамент, один из его отделов как раз занялся развитием туристических дестинаций и курортов. Мы взяли сотрудников из Минздрава и сейчас работаем над созданием электронного кадастра курортных территорий, потому что за время существования предыдущих служб, отвечавших за туризм, этот кадастр так и не был создан. Процедура довольно трудоемкая и затратная – мы этот год работаем по сути без финансирования, а на следующий год заложили и надеемся, что получим финансирование из общего министерского бюджета и эти задачи будут выполнены. С курортами чуть сложнее, потому что их необходимо оформлять. У нас в Украине остался один институт курортологии, который находится в Одессе, и совместно с ним мы ведем работу с регионами – общий ликбез и информационную кампанию о том, как необходимо развивать курорты, какие это накладывает ограничения на хаотичное развитие территорий – например, не разрешает беспорядочную застройку или появление несанкционированных частных владений. Поэтому никто в регионах особо не торопится подавать ходатайства о регистрации курортов государственного значения. В ближайшее время у нас будет встреча в рамках ужгородского форума 21-22 сентября, куда приглашены представители миргородского и трускавецкого курортов, чтобы они поделились опытом с другими регионами и рассказали, что это дает территории и какие преимущества приносит такой статус.

- Ваш отдел начинался с шести человек. Сколько сейчас штатных сотрудников в Департаменте?

- Двенадцать, хотя штатных единиц – 21. Со вступлением в силу нового закона о госслужбе не так легко принять людей по конкурсу. Пока мы можем нанимать сотрудников только в порядке перевода, но мы не гонимся за количеством, а стремимся к качеству. Специалистов в сфере туризма и курортов, готовых работать в министерстве за достаточно невысокую зарплату и с высокой отдачей, которую мы требуем, не так много.

- А был вообще смысл ликвидировать Гостуризмкурорт и резко сокращать число туристических чиновников? Полезно вам работать в структуре министерства или лучше было бы оставаться отдельным ведомством?

- Я считаю, что это было целесообразно по нескольким причинам. Во-первых, я не понимаю, чем могли заниматься 50 человек в Гостуризмкрорте и тем более 80 человек в Туристической администрации, так как мы все те же функции умудрялись выполнять в отделе вчетвером. Сегодня нас 12, и мы ведем одновременно разные направления и не совсем свойственные госоргану функции по маркетингу и консолидации участников рынка. С точки зрения экономии бюджетных средств на заработную плату это было однозначно правильно. Во-вторых, находиться в составе большого Министерства экономики – это плюс, потому что туризм является сектором экономики, а МЭРТ — одно из ключевых и влиятельных министерств. Через это министерство многие вопросы согласовывать легче и быстрее, да и отношение к МЭРТ у других министерств выгодно отличается по сравнению с отдельным небольшим госорганом. К тому же не забывайте, что наш министр – также и профильный вице-премьер. К тому же не забывайте, что наш министр – также и профильный вице-премьер. Некоторые аксакалы туристического бизнеса считают, что должно быть отдельное Министерство туризма. Я в этом необходимости не вижу, потому что есть опыт европейских стран, где туризм находится в составе больших министерств, в том числе Испании или Великобритании, где нет отдельных министерств, а туризм – один из ключевых секторов экономики страны с 10-15% ВВП. Если минимизировать регуляторную функцию, создать условия для развития бизнеса и к этому сведется вся работа Департамента, то нынешней структуры достаточно с головой. Все остальные функции, касающиеся маркетинга и продвижения туризма в стране, должна выполнять национальная туристическая организация, как это происходит во всех нормальных, цивилизованных странах.

- Вас назначал министр Абромавичус. Как Вам работается с новым министром экономики, поддерживает ли он развитие туризма?

- Как и Абромавичус, нынешний министр поддерживает все наши инициативы и начинания. Так как он фигура политическая и помимо должности министра занимает пост вице-премьера, его особо не хватает на то, чтобы вникать во все детали, но периодически мы проводим с ним совместные совещания, на которых докладываем о векторе нашего движения и том, что происходит. С его стороны – 100-процентная поддержка всех процессов. Но нам еще нужно время, чтобы довести до ума нормативную базу, тогда многие процессы просто станут на свои места и исчезнут коллизии. Мы этот год наводили порядок, анализировали реальную ситуацию и доказывали на фактах представителям отрасли неэффективность ряда процессов, за которые они почему-то держались. Некоторые до сих пор считают, что лицензирование – это некий барьер для входа на рынок. Но цифры и факты говорят совершенно об обратном. Кстати, сегодня, 1 сентября, вступили в силу стандарты, которые являются шагом на пути от регулятивных методов к цивилизованным механизмам стандартизации бизнес-процессов. Около 10 лет велась демагогия о том, что нам нужно переходить на европейские стандарты. Мы это взяли в свои руки, и международные стандарты ISO, а также европейские стандарты, касающиеся и экологического туризма, и создания туристических информационных центров, и работы гидов-экскурсоводов, и пляжей, и талассотерапии, – с сегодняшнего дня действительны как национальные стандарты. В идеальной перспективе соответствие минимальным стандартам станет условием нахождения компаний в реестре. Это позволит достаточно прозрачно ориентировать рынок на международные стандарты, и рынок постепенно придет к саморегулированию.

Вопросы задавал Юрий Свирко, 01.09.2016

 



Телеграмм