Ошибка отеля чуть не вылезла боком агенту

Стоимость проживания в гостинице, ошибочно списанная с карточки этой же гостиницей, частично съелась банком, который напрочь отказался компенсировать курсовую разницу платежей. «Забронировали не так давно тур через booking.com. И за восемь дней до заезда бесплатно аннулировали бронировку, да так, что в день заезда отель списал полную стоимость проживания, причем дважды, - рассказала директор «Счастья Тревел» Ирина Панарина. – Оператор онлайн-системы подтвердил, что гостиница сделала это ошибочно. И самое неприятное, что первую списанную сумму (а пока нам вернули только одну) перечислили обратно за вычетом 650 гривен курсовой разницы. И мне вот интересно: за чей счет этот банкет?».

В процессе переписки со всеми действующими лицами выяснилось, что отель провел операцию списания и возврата в течение всего двух минут, однако банк вернул деньги только на третий день. За это время гривна подросла. А так как расчеты с иностранными отелями происходят в валюте, то двойная конвертация и обернулась для турагента потерями. «Банк категорически отказался компенсировать курсовую разницу, - сообщила Ирина Панарина. – К счастью, «Букинг» сам пошел нам навстречу и обещал все компенсировать».

Turprofi.com.uа обратился за разъяснениями к юристам: кто на самом деле должен в таких ситуациях возмещать ущерб клиентам?

«Если списали ошибочно, то надо взыскивать компенсацию с виновного лица, - говорит почетный президент Jurimex Данило Гетманцев. – В данном случае действительно с системы бронирования. При этом нужно учитывать, есть ли представительство онлайн-системы в Украине. Если такового нет, то о взыскании лучше просто сразу забыть».

«В данном случае курсовая разница, возникшая при возврате денег, – коммерческий риск при покупке тура напрямую у зарубежной онлайн-системы бронирования, - отмечает глава юридического департамента Join UP! Дмитрий Толкачев. – Так как расчет с нерезидентом (в данном случае – отель) идет в валюте. От этих рисков, к сожалению, у нас никто не застрахован. И агент не должен нести за это ответственность, ведь он не может повлиять на процесс проведения транзакции». По мнению эксперта, такие расходы с юридической точки зрения должны возмещаться стороной, чьи действия привели к их возникновению, то есть в данном случае – отелем, который упустил аннуляцию, да еще и дважды провел оплату. К сожалению, так как это нерезидент, процедура выплаты компенсации более чем затруднительна. «В любом случае, судиться за эти деньги не имело бы коммерческого смысла, так как судебные издержки, время и нервы обошлись бы дороже 650 гривен», - делает вывод Дмитрий Толкачев.

Валерия Овсяник, 06.03.2015